Президент хоккейного клуба «Кузбасс» Андрей Сельский отвечает на вопросы анкеты Федерации хоккея с мячом России, акцентируя внимание на самых злободневных вопросах развития вида спорта.
1. Является ли эффективной система подготовки клубов Суперлиги к сезону? Какие ошибки, на ваш взгляд, допускаются клубами в межсезонье? Стоит ли ввести обязательную защиту планов подготовки команд к сезону перед Тренерским советом ФХМР?
Оценить подготовку команды можно по итогам сезона, критерий здесь простой: выполнена задача или нет. Исходя из этого критерия, руководители клуба определяют, насколько правильной была подготовка. Конечно, без ошибок не обойтись, они неизбежны в любом деле, даже при поступательном движении вперед.
Что касается обязательной защиты планов подготовки команд, то возникает резонный вопрос: перед кем защищать, перед каким тренерским советом? Кто войдет в этот тренерский совет и объективно оценит работу коллег? Да и, насколько знаю, ни в одном виде спорта профессиональные клубы не отчитываются перед тренерским советом федерации.
С другой стороны, если ФХМР требует от клубов защиты планов подготовки команд, то возникает и резонная необходимость, чтобы сама ФХМР отчиталась о своих доходах и расходах. Ведь это общественная организация и по своему статусу обязана быть открытой перед клубами, которые платят заявочные взносы, и перед болельщиками, которые поддерживают русский хоккей.
2. Отвечает ли уровень профессионального мастерства главных тренеров клубов Суперлиги занимаемой ими должности? Стоит ли ввести ежегодную аттестацию тренеров всех уровней и установить запрет на работу специалистам, не прошедшим учебу в ВШТ?
- Опять же возникает резонный вопрос: кто будет проводить аттестацию? Кто определит уровень мастерства тренеров? На мой взгляд, в русском хоккее есть один «великий и ужасный» тренер – Владимир Янко. Если вырастут еще два-три наставника столь же высокого уровня, тогда и будет толк в нашем виде спорта.
Я за школу «великих и ужасных», а не за ВШТ, от которой, по большому счету, мало проку. К тому же это весьма дорогостоящее мероприятие, сопоставимое по затратам с обучением в престижных школах бизнеса.
Но ВШТ не решает проблемы качественной подготовки специалистов. Конечно, ВШТ дает базовые знания для всех видов спорта, вот только среди преподавателей нет ни одного специалиста по хоккею с мячом. Нонсенс! Между тем в Омском университете физической культуры и спорта есть специализация по хоккею с мячом. Логично было бы именно на базе этого вуза повышать квалификацию тренеров в нашем виде спорта. Наш клуб постоянно приглашает преподавателей из Омска, они проводят в Кемерове курсы повышения квалификации для тренеров первой команды и для наставников из хоккейной школы. Вообще мы стараемся использовать самые разнообразные формы обучения тренеров: семинары, круглые столы. Для обмена опытом к нам приезжала делегация преподавателей бенди-гимназии из шведского Сандвикена.
А уровень профессионального мастерства главных тренеров суперлиги оценивают руководители, учредители клуба, исходя, конечно, из финансовых возможностей для комплектования команды.
Кроме того, возникает закономерный вопрос: почему к работе со сборными командами страны в различных возрастах привлекают «специалистов», не учившихся даже в ВШТ в нынешнем ее виде? И при этом не обращают внимания на тренеров, работающих с командами мастеров.
3. Нужны ли отечественному хоккею с мячом тренеры-иностранцы?
- Это абсолютно нормальное явление, нам не обойтись без тренеров-иностранцев, особенно если мы хотим расширить географию вида спорта. Когда к нам приезжают шведские специалисты, это стимул для игроков, потому что они хотят расти в мастерстве. Стимул и в том, что начинают учить английский язык.
4. Удовлетворяют ли предъявляемым требованиям выступающие в Суперлиге хоккеисты-легионеры? Необходим ли в России лимит на таких игроков?
- Если клубный бюджет позволяет, почему бы и не пригласить?! Тем более, в чемпионате страны играют иностранцы высокого уровня - шведские и финские «сборники». И у них есть чему поучиться.
Легионеры добавляют изюминку в наш чемпионат, обретают у нас фанатов, как, например, финн Сами Лаакконен, который давно обосновался в России и проявил себя отличным мастером. Если будет еще больше иностранцев в суперлиге, значит, надо более качественно готовить резерв, чтобы легионеры не вытесняли из состава россиян.
Не вижу необходимости лимитировать число иностранцев в клубах. Вполне вероятно, что и в нашем виде спорта со временем организуют открытую лигу, как это сделали в «шайбе». Это наверняка послужит импульсом для дальнейшего развития, повысит зрелищность и соответственно привлечет болельщиков на трибуны.
5. Какие меры следует предпринять для стимулирования клубов: больше доверять молодым игрокам и воспитанникам ДЮСШ? Следует ли обязать клубы включать в заявку на матч и обязательно выпускать на лед определенное количество молодых хоккеистов? Стоит ли выделить турнир молодежных команд клубов Суперлиги в отдельное соревнование?
- Каждый клуб ставит свои задачи. Одно дело, когда речь идет о медалях, другое, когда надо строить новую команду, что сейчас мы делаем в «Кузбассе». Но необоснованным считаю мнение, что в команде должны играть только свои воспитанники. Подобный подход уместен только к соревнованиям на призы клуба «Плетеный мяч» да и то с оговорками.
Главный тренер отвечает за результат, и главный тренер решает, кто из молодых достоин сыграть в суперлиге. Здесь не должно быть «лимитчиков». Многое зависит и от самого игрока, от его желания работать, прибавлять в мастерстве.
Турнир молодежных команд не стоит проводить отдельно, не надо фарм-клубам вариться в собственном соку. В высшей лиге дублеры играют с мужиками, да и в заявку «молодежек» на групповой стадии первенства страны в высшей лиге можно включать четырех хоккеистов старше 24 лет. Это хорошая школа для резервистов.
6. Нужен ли российскому хоккею с мячом институт аренды игроков? Стоит ли ограничить заявочный список команды на сезон с целью оптимизации распределения квалифицированных хоккеистов по командам Суперлиги?
- Институт аренды нужно обязательно сохранить. Нас упрекают, что отдали двух игроков в Оренбург. Но, с другой стороны, что нам нужно было делать в подобной ситуации? Отчислить парней из команды? Они бы тогда закончили с хоккеем. Тем более, Канин и Пушкарев выступают в Оренбурге за «Локомотив», который стремится в суперлигу. Получает игровую практику в Абакане и Мансуров. На место игроков, отданных в аренду, взяли в дубль совсем молодых ребят 1995-1996 годов рождения.
Сегодня в нашем клубе избыток молодых игроков, поскольку школа работает очень плодотворно. А клубам суперлиги нужны опытные мастера. В свое время и «Кузбасс» не очень-то привечал молодежь: для решения серьезных задач нужны были хоккеисты выше среднего уровня. Между тем не все игроки раскрываются рано, что подтверждают примеры таких мастеров, как Валерий Бочков и Иван Максимов, заявивших о себе во весь голос в зрелом для хоккеиста возрасте.
Нельзя сокращать клубные заявки на сезон и говорить о развитии вида спорта. В футболе, напротив, предлагают увеличить заявку на матч. Никаких ограничений не должно быть. Сократим заявку, значит, выбросим ребят на улицу, будем и дальше терять команды. Другая сторона медали: оставим в заявке на сезон 15 полевых игроков, и просто некому будет выходить на лед, учитывая травматизм и наши погодные условия.
«Кузбасс» делает все возможное, чтобы сохранить в составе молодежь. Богатые клубы могут содержать элитных мастеров, а у нас сегодня нет такой возможности. Не о сокращении заявки нужно думать, а о стимулировании работы детских тренеров, которые за свой поистине подвижнический труд получают скромную зарплату. Именно эту проблему надо решать в первоочередном порядке. И между хоккейными школами требуется кооперация, поскольку в юниорских командах недокомплект к выпускному классу. И здесь также излишни ограничения: того, кто хочет играть, нельзя лишать подобной возможности.
7. Следует ли ввести в Суперлиге минимальный размер зарплат для молодых хоккеистов, заключающих первый контракт с клубом? Стоит ли уменьшить срок первого контракта с пяти до трех лет?
- Эти вопросы должны быть в ведении профессиональной лиги, а не общественной организации, как ФХМР. И стоит профессионально заниматься этой темой, предвидя возможные негативные последствия в виде потери клубов, что мы наблюдаем в последнее время. Пять лет – оптимальный срок для раскрытия игрока.
Конечно, богатым клубам сокращение первого контракта до трех лет выгодно, но совершенно невыгодно клубам, которые занимаются развитием вида спорта, тесно сотрудничают с хоккейными школами, внедряют единую методику подготовки команд всех возрастов. В крайнем случае, при сокращении срока первого контракта сумма компенсации за игрока должна быть максимальной.
8. Стоит ли вводить в Суперлиге потолок зарплат с градацией количества игроков с разными статусами (например, не более пяти игроков с минимальным контрактом, не менее десяти игроков со стандартным контрактом, не более пяти игроков со «звездным» контрактом)?
- Рынок диктует свои условия: если есть деньги, то зачем нужен «потолок» зарплат?! Тем более что суммы контрактов в русском хоккее на несколько порядков меньше, чем в футболе или «шайбе». Клуб приглашает игрока и волен платить ему, исходя из своего бюджета. Другое дело, что бюджеты надо открывать, как это сделал «Кузбасс», причем – первым в суперлиге.
9. Что следует предпринять для улучшения материально-технической базы хоккея с мячом? Нужно ли обязать клубы приводить стадионы в соответствие с требованиями, предъявляемыми телекомпаниями? Стоит ли дополнить Регламент проведения соревнований пунктом об обязательном наличии у клубов Суперлиги крытых катков в срок до 2018 года?
- Уходит в прошлое поколение болельщиков, которые и в самую морозную погоду приходили на стадион. Нынешнему поколению хочется комфорта на трибунах. Но не считаю крытые катки панацеей, учитывая большие затраты на их содержание. Потому неизбежно будет процветать коммерциализация, массовое катание потеснит на второй план детей из хоккейных школ. Нужно заливать как можно больше открытых катков, обслуживание которых не требует существенных затрат.
А клубам суперлиги, выживающим в сегодняшних реалиях, надо бы в ножки поклониться. И у «Кузбасса» были тяжелые времена, но и речи не было о расформировании команды.
10. Удовлетворяет ли вас работа клубных пресс-служб? Что следует улучшить в деле пропаганды хоккея с мячом?
- Болельщики получают оперативную информацию на официальном сайте клуба. Серьезный вопрос – нужна ли клубу большая пресс-служба? Жизнь заставляет считать деньги.
Для пропаганды хоккея с мячом, конечно, нужны прямые трансляции матчей по телевидению и в Интернете. Но не стоит забывать, что телевидение дает и обратный эффект, в чем мы убеждаемся на протяжении второго сезона. Игры «Кузбасса» в прямом эфире показывает канал «Мой город», и виден отток болельщиков со стадиона. Мое мнение: в городах, где проходят матчи, нельзя показывать хоккей в прямом эфире.
Уменьшение количества болельщиков на стадионах – одна из главных проблем русского хоккея. Руководители клубов понимают, что наш вид спорта выживет, если будут болельщики. Значит, нужны действенные меры для популяризации русского хоккея, в том числе элементы шоу на матчах. Здесь, впрочем, как и в остальных вопросах, требуется профессиональный подход к делу.
Пресс-служба ХК «Кузбасс» |