«Дорога, кажется, никогда не кончится. Горизонт убегает в спешке», - метафорические строчки Тумаса Транстрёмера - шведского поэта, лауреата Нобелевской премии за 2011 год. В своих произведениях, как утверждают литературные критики, скандинавский автор очень много внимания уделяет пространству и времени. Эти категории в числе центральных тем его творчества. Эти же категории важны и в спорте.
Кубок мира: прелюдия успеха
В нынешнем октябре исполнилось 15 лет со дня дебюта «Кузбасса» в Кубке мира – самом престижном клубном турнире в хоккее с мячом. Тогдашняя, пусть и робкая (одна ничья, два поражения), премьера в шведском Юсдале послужила прологом к последующим медальным сезонам кемеровчан в национальном чемпионате.
В 1999 году в стартовом матче Кубка мира наша команда уступила на открытой арене хозяевам льда (0:2), будущим финалистам соревнований, а ныне, опять же в первом туре, но уже под крышей «Йоранссон арены» в Сандвикене – шведскому «Вестеросу» (3:5), завоевавшему в итоге трофей. Конечно, любое сравнение хромает, но ведь история развивается по спирали...
Дорожная карта
Дорога – постоянный и неизменный спутник спортсменов с юного возраста, когда начинаются поездки на соревнования. Со временем вырабатывается привычка к кочевому образу жизни, без которой, понятно, невозможно профессиональное становление в большом спорте.
Хоккеисты кемеровского «Кузбасса» накануне Кубка мира провели недельный тренировочный сбор в Уппсале, что в 130 километрах от «Йоранссон арены» в Сандвикене. Скромное по российским меркам расстояние, но зато путь из Кемерова до Швеции превышает четыре тысячи километров.
В Сандвикен наша команда переехала за день до открытия Кубка мира и разместилась в туристическом комплексе «Хогбо», что в 15 минутах езды от стадиона.
Тёмно-красная палитра
Тёмно-красные дома (на двух-трёх постояльцев) туркомплекса «Хогбо» органично вписываются в лесной ландшафт. Именно эти дома, покрашенные в самый распространенный цвет шведской глубинки, стали традиционным пристанищем кемеровской команды в дни проведения Кубка мира в Сандвикене, куда турнир переехал из Юсдаля в 2009 году.
В деревянном строении аналогичного цвета расположена касса, где продают билеты на «Йоранссон арену». Абонемент на все матчи Кубка мира стоил 300 крон, примерно 1650 рублей (официальный курс рубля к шведской валюте: 1:5,5). Билеты на первый игровой день продавали всего за 50 крон, на последующие три дня – за 150. Молодые шведы до 18 лет смотрели хоккей бесплатно.
Культпоход на стадион
Просторное фойе «Йоранссон арены» в Сандвикене - своего рода и концертная площадка, где во время Кубка мира выступают музыканты, диск-жокеи, аниматоры, развлекающие разновозрастную аудиторию. Пингвин – талисман местного хоккейного клуба с одноимённым названием.
«Пингвин», само собой, в черно-белой форме «Сандвикена» с большой буквой «S» на майке.
Стадион притягивает болельщиков комфортными условиями. По периметру арены – кафе, бар, ресторан, за стеклом которого можно смотреть хоккей. Чай, кофе – 15 крон, пиво – 60.
На втором этаже арены – детская комната, где игровые автоматы, столы для настольного тенниса, специальное меню в кафе, свой выход на трибуну.
Для людей с ограниченными возможностями – отдельный лифт, отдельная ложа на трибуне. Действительно, доступная и непрерывная безбарьерная среда.
Сердечная помощь
Спортивный комплекс в Уппсале объединяет три модуля: для флорбола, «шайбы» и хоккея с мячом. В одном из них, в нескольких метрах от крытого катка, где «Кузбасс» тренировался и провел контрольный матч с местным «Сириусом» (4:4), расположены раздевалки.
На входе в этот модуль, чуть выше огнетушителя, висит дефибриллятор – прибор для реанимации сердечной деятельности под воздействием высокого напряжения. Обязательный атрибут на шведских стадионах, где, правда, во время соревнований не дежурят машины «скорой помощи». Во всяком случае, во время матча «Кузбасса» с обладателем Кубка Швеции «Хаммарбю» в роли «скорой» выступил врач кемеровской команды Алексей Капитонов, оказавший неотложную помощь финскому арбитру, порезавшему руку.
Спасательные круги и горячий истукан
Старый центр Уппсалы расположен по берегам речки Фирюс (не шире, но длиннее кемеровской Искитимки). На металлическом ограждении вдоль набережной развешаны спасательные круги.
А на асфальте виднеется в горизонтальном положении металлический истукан (наверное, идол древних викингов), замечательный тем, что его гладкая поверхность источает уютное тепло, что от сибирской батареи в зимнюю пору. Настоящая находка для странника! Очарованного и не очень очарованного шведским королевством.
Велосипед - не роскошь
Уппсала – университетский город. После прогулки по старому центру первой шведской столицы вратарь «Кузбасса» Евгений Воронков заметил, что «велосипедов здесь больше, чем машин».
И действительно, повсюду двухколесные машины, повсюду и стоянки для них, исключая, пожалуй, самые узкие улочки. И в сосновом бору, расположенном по дороге на крытый каток, велосипедистов больше, чем любителей оздоровительного бега и скандинавской ходьбы.
Толерантное окно в мир
В шведскую модель общества, где минимальный уровень преступности, никоим образом не вписываются решётки на окнах и балконах, металлические входные двери в дома и квартиры. Более того, даже вечером скандинавы не зашторивают окна, полагая, очевидно, что не найдётся желающих подглядывать за частной жизнью.
Похоже, северян не отличает избыточное любопытство, они вполне самодостаточны и толерантно относятся как к соотечественникам, так и к иммигрантам, которые если и не заполонили страну, то весьма заметны невооруженным взглядом.
В Уппсале, через дорогу от гостиницы, где разместился «Кузбасс», стоял трейлер, возле которого темнокожая компания грелась у костра. Когда уезжали из древней столицы Швеции, костер не горел, но дом на колесах оставался на месте.
...«Тре крунур» (три короны) шведского королевства можно, пожалуй, обозначить в трёх словах: практичность, толерантность, самодостаточность. Три короны и три слагаемых прошлого, настоящего и будущего кемеровского «Кузбасса» - болельщики, школа, традиции.
Вадим АНТОНОВ.
Фото автора.
Газета «Кузбасс».
|