В 1978 году на кемеровском стадионе «Химик» впервые состоялся международный турнир по хоккею с мячом на призы газеты «Советская Россия». На арене, реконструированной к престижным соревнованиям, познакомился с игрой 13-летний школьник Игорь Карпенко. И с той поры стал завсегдатаем ледовых баталий.
И не только дома, но и в других городах, где есть клубы, выступавшие и выступающие в суперлиге национального чемпионата. От Мурманска до Хабаровска – такого география поездок «пилигрима» русского хоккея, известного в сообществе болельщиков под ником «КЭМ-7».
Конечно, путешествовал Игорь Карпенко за свой счёт, неделями вкалывая без выходных, чтобы заработать деньги и поддержать любимый «Кузбасс» даже на краю света, за Полярным кругом. Говорят, любовь зла, но наш земляк, умудренный опытом, старается беспристрастно смотреть на вещи.
— Игорь, что изменилось в субкультуре «боления» с 1978 года?
— Многое изменилось из-за распространения интернета. Раньше как было? Узнавали новости из газет «Кузбасс», «Советский спорт», а больше подпитывались разного рода слухами. Теперь же масса источников информации в виртуальном пространстве. Читай, сравнивай, анализируй и делай выводы.
А вот культура «боления», в принципе, не изменилась. Болельщик не стал злее, на стадионах, где проходят хоккейные матчи, нетипичны проявления агрессии.
— Почему агрессия не вяжется с русским хоккеем? Национальный вид спорта?
— Это одно. И не надо забывать, что нас мало, ведь в суперлиге осталось всего 13 клубов, и есть понимание, что не стоит воевать между собой. К примеру, издалека приехал к нам болельщик, чтобы поддержать свою команду, заплатив за поездку немалые деньги. Я первым встану на его сторону, если случится конфликтная ситуация. Припоминаю всего пару подобных инцидентов, но это исключения из правил.
— Встречи с командой, общение с хоккеистами необходимы для расширения кругозора болельщиков?
— Подобные встречи обязательно нужны. Но, по большому счету, близость к команде всё-таки мешает объективно смотреть на вещи. Оптимальный вариант: хоккеисты играют – мы болеем, хвалим за хорошие матчи, критикуем за неудачные.
Вспоминаю поездку в Казань, где в один день состоялись сразу три матча, два из них из-за неготовности льда перенесли из других городов. Там я впервые познакомился с ульяновскими болельщиками. После поражения своей «Волги» от первоуральского «Трубника» они предъявили жесткие претензии команде. Меня удивило, что хоккеисты начали спорить с болельщиками. Думаю, это неправильно.
Болельщик всегда прав. Особенно, когда приехал в другой город за свои деньги поддержать родной клуб. Другое дело, как реагируют хоккеисты на критику.
Ни разу не слышал, чтобы кто-то из игроков «Кузбасса» сказал плохое слово о болельщиках.
— Самые памятные эпизоды общения с хоккеистами?
— Скажу, что не надо смешивать игру и общение. На первом плане для меня – профессиональные качества хоккеистов, а личные особенности не столь принципиальны. Ведь у каждого, как говорится, свои прибамбасы, что в порядке вещей.
Знаком с игроками по своей работе. Ко мне обращаются, как к специалисту по электромонтажу, знают, что я этим занимаюсь, приглашают помочь и оплачивают работу. Конечно, разговариваем о хоккее, получаю для себя дополнительную информацию.
Иногда общение переваливает на другой уровень, приглашают в гости на дни рождения. Мне интересно посмотреть ребят в привычной для них обстановке, ведь на официальных встречах с командой они все-таки немного «зажаты».
С благодарностью вспоминаю бывшего капитана и лучшего бомбардира «Кузбасса» Павла Рязанцева. Три года назад, когда он уезжал в московское «Динамо», позвал группу болельщиков на прощальный вечер, сказав, что «хочет уйти без кривотолков». Приятно, что я попал в число приглашённых. Очень здорово посидели, поговорили. Раньше ничего подобного не было.
Запомнился еще один эпизод, связанный с Пашей. Когда я был в Москве, где внук Данил в составе «Кузбасса-2001» участвовал в турнире на призы Патриарха, Рязанцев в это время приехал в Кемерово на календарный матч и передал внуку клюшку.
Общаюсь и с хоккеистами из других команд. В 2009 году, когда «Волга» выступала в Кемерове на предварительном этапе Кубка России, познакомился с ульяновским игроком Валерием Люлюмовым. Причем познакомились в больнице, где он лежал после тяжелой травмы.
Кемеровские болельщики решили навестить Люлюмова, пришли к нему в палату, взяв фрукты, сканворды-кроссоворды. Надо было видеть глаза Валеры при встрече! «Знаете нас?» — спросили. «Кто же вас не знает?!»
Очень тепло пообщались, привезли на прощание ведро кедровых орехов. А когда я приехал в Ульяновск, Люлюмов, к удивлению местных болельщиков, подарил мне клюшку.
Словом, есть что вспомнить. Благодаря хоккею расширился круг общения, я познакомился со многими интересными людьми. Конечно, встречаются и неадекватные персонажи, но ничтожное их количество не в силах омрачить настоящего болельщика русского хоккея.
Вадим АНТОНОВ
Газета «Кузбасс»
|