Любой город — это не только история, но и люди, которые проживают её вместе с ним. А иногда и добавляют к ней немного своего волшебства. Накануне 100-летнего юбилея кузбасской столицы «Газета Кемерова» продолжает говорить не только о прошлом города, но и о людях, меняющих его настоящее. Без каких-либо директив сверху — по любви.
40 ЛЕТ С КЛУБОМ
В начале июня в Кемеровском областном театре драмы состоялась премьера спектакля «Логика льда». Казалось бы, очередная премьера — дело обычное. Вот только автора пьесы, которая легла в основу спектакля, обычным не назовёшь. По образованию — шахтостроитель, по призванию — фанат хоккея с мячом, Эрнст Горьковский ещё несколько месяцев назад драматургом становиться не собирался. Но жизнь, как известно, редко идёт по плану.
Впервые на матч хоккейного «Кузбасса» Эрнст попал, когда ему было 9 лет — мальчика взял с собой на игру дядя. Сначала это была рутина: беляши и лимонад на трибуне, крики взрослых и попытка разобраться, что же происходит на стадионе. Но очень скоро стало настоящей страстью.
С тех пор прошло больше 40 лет, а болельщик до сих пор с горящими глазами вспоминает, как мальчишкой впервые попал в автобус хоккейной команды: дядин друг разводил хоккеистов и разрешил мальчику проехать вместе со спортсменами от гостиницы «Кузбасс» до стадиона «Химик». Эта короткая поездка стала одним из самых ярких впечатлений в жизни. Эрнст старается не пропускать ни одной игры, объездил с любимой командой полстраны, перезнакомился со всеми хоккеистами и успел стать своим как среди спортсменов, так и среди болельщиков.
Когда в 2009 году в Кемерове появились соревнования непрофессионалов — хоккей в валенках — он собрал свою команду и начал понемногу подтягивать к игре знакомых любителей из соседних городов. Так состязания стали областными: зимой — хоккей, а летом — флорбол.
«Нужно держать себя в форме, — улыбается в ответ на вопрос «Зачем?» — Я не такой человек, который идёт в тренажёрку, один со своими мыслями — я не получаю от этого удовольствия. А двигаться нужно. В команде мы все разные, но когда собрались и достигли цели — это высшая награда».
Второй большой любовью, в том же детстве, стал театр. Когда просто ходить на спектакли стало недостаточно, неутомимый Горьковский придумал проект «Театральные тролли» - подборку видеоинтервью с артистами и режиссёрами кемеровских театров, в которых те отвечали на острые и злободневные вопросы. Причём интервьюерами выступали актёры из «конкурирующих» театров, чтобы всё было честно.
Так, например, вопросы режиссёру Театра для детей и молодёжи Ирине Латынниковой задавал артист театра драмы Михаил Быков, а с режиссёром драмтеатра Антоном Безъязыковым беседовала актриса Театра для детей и молодёжи Ольга Редько.
Успел поучаствовать Горьковский и в народном проекте «Лучший»— сначала в качестве чтеца, потом режиссёра: с его лёгкой руки 12 кемеровчан читали и разыгрывали сценки из произведений Василия Шукшина. Но даже тогда мысль о том, что можно покуситься на сцену классического театра, не приходила в голову. «Я же болельщик, а не писатель», — говорил о себе Горьковский.
ДРАМАТУРГ ПОНЕВОЛЕ
История хоккея с мячом в Кузбассе насчитывает почти сто лет: в 1920-е годы он пришёл в тогда ещё в Кузнецк. А после войны, когда на юге области началась мода на так называемый «канадский» хоккей, перебазировался из Новокузнецка в Кемерово. В 1948 году у столицы Кузбасса появился хоккейный клуб «Шахтёр» — тёзкой области он стал только спустя 23 года.
За неполных 70 лет у клуба были взлёты и падения, игроки с мировым именем и вылет из Высшей лиги, но болельщики свой клуб и свой хоккей любили всегда. Однако после февральского скандала на Чемпионате России, когда «Водник» и «Байкал — Энергия» забили в общей сложности 20 автоголов, даже у самых преданных фанатов опустились руки: ну что это за хоккей? Пока одни грустили, вторые ругали игроков и обещали больше не возвращаться на трибуны, третьи задумались: ведь можно же обо всём рассказать, показать все плюсы и минусы изнутри. Только как?
«Я пошёл к Андрею Борисовичу Сельскому (президент ХК «Кузбасс» — прим. ред.) и предложил: давайте поставим пьесу о хоккее? Ничего подобного ещё никто не делал, может получиться, — вспоминает Эрнст Горьковский. — Идея неожиданная, но он её поддержал, а вот знакомые артисты были в шоке. А уж как на меня завлиты театров смотрели — отдельная история. Люди они воспитанные, пальцем у виска не крутили, но в их глазах я всё это читал».
Изначально план был такой: найти талантливого артиста, режиссёра или автора, который соберёт все знания и воспоминания хоккеистов и болельщиков вместе и придаст им литературную форму. Но в ходе разговоров с творческими людьми города выяснилось, что лучше болельщика с 40-летним стажем о хоккее никто не расскажет — слишком объёмной, личной и специфической оказалась тема. Вздохнул и сел писать сам.
«Можно сказать, что виновники всего происходящего — это Андрей Борисович Сельский и Владимир Васильевич Михайлов, — смеётся начинающий драматург. — Это два человека, у которых я многому научился. У одного — не бояться ставить амбициозные цели, у второго — браться за серьёзные дела даже при минимуме средств и возможностей. Ещё очень помогло знакомство с ребятами из «Кота да Винчи» и участие в проекте «Лучший»: у тебя постоянно перед глазами пример того, как люди берутся за самые, казалось бы, невероятные вещи и справляются. А значит, и ты сможешь».
РАЗГОВОР О ГОРОДЕ
— Как «Логика льда» попала на сцену театра и стала спектаклем?
— Когда мы с Андреем Борисовичем поняли, что у нас есть идея и материал, но нет площадки, то пошли на приём в департамент культуры, к Ларисе Теодоровне Зауэрвайн. Она подумала и говорит:«А почему бы вам не попробовать театр драмы?» Я взял свой текст и пошёл к Михаилу Быкову, вспомнив, что он по образованию режиссёр. «Возьмёшься?» — спрашиваю. Он почитал и вынес вердикт:«Текст, конечно, сырой, но поработать можно». Так всё и началось.
— Сколько времени ушло на написание пьесы?
— Я её и сейчас пишу.. Доделываю, переделываю, добавляю новое. Первое время все даже подшучивали надо мной из-за этого. Но я прекрасно понимаю, что неопытный в этом вопросе человек: я могу заложить мысли, истории, реальных героев, но их же ещё нужно прописать. Например, Аня Резвова, завлит театра драмы, заметила: «Ты видишь, что у тебя все герои разговаривают одним языком?» Я такой: «Точно», и сажусь переделывать: кому-то слов-паразитов добавляю, кому-то упрощу речь, а кому-то, наоборот, усложню.
В процессе проработки пьесы что-то добавляется, предлагается самими артистами — и я дописываю, чтобы герои были ярче, а взаимоотношения понятнее. Миша Быков много внёс как режиссёр. Я очень удивлён, потому что не сталкивался с ним с этой стороны, да и спектакль никогда не ставил. Например, сцену, где люди просто заходят и представляются, репетировали три дня, пока он не разобрал каждого из героев.
У меня, к счастью, много театральных знакомых. Когда я только написал пьесу, то попросил их почитать, высказать своё мнение, что-то посоветовать. Некоторые говорили: «Ты куда лезешь? Сначала нужно 25 конкурсов пройти, только тогда ты наберёшься опыта и что-то сможешь сделать». Но тех, кто поддержал, было больше. Есть люди, которые хорошо понимают тему, и они не говорят: «Ой, как всё здорово», а видят слабые места и дают ценные советы.
— Спектакль про хоккей позиционируется как «народный», но при этом в нём участвуют профессиональные артисты...
— Не только. Хотя, конечно, мы старались собрать лучших. Например, пригласили на одну из ролей артиста Театра для детей и молодёжи Евгения Белого. Но концепция была такая: народная команда — народный спектакль, поэтому мы позвали и любителей хоккея. Кто, как не люди, которые беззаветно любят этот вид спорта, расскажут о нём лучше?
Одну из ролей в спектакле играет Наталья Кайгородова — самая яркая болельщица «Кузбасса», объездившая с командой всю страну. Также в спектакле участвуют оператор ГТРК Сергей Шилов — символ нашего хоккея с мячом; фотохудожник Славка Айкин, который сделал для команды, пожалуй, больше, чем мы все вместе взятые, и журналист Олеся Евдокимова — она, как ни удивительно, будет играть журналистку.
- А в хоккей на сцене реально будете играть?
- На сцене не будет нужной динамики. Невозможно передать красоту этого вида спорта исключительно театральными средствами, поэтому в спектакле будет много разных элементов. С одной стороны, пьеса классическая, с другой — по форме — экспериментальная. Там есть классический театр, есть буффонада, видеовставки, даже ожившие комиксы. 21 век на дворе, сейчас много технических возможностей, почему их не использовать в театре?
А если говорить о месте действия, то это и раздевалка, и ледовое поле, и трибуны. Кстати, трибуной будет зрительный зал, а все зрители — болельщиками, то есть частью спектакля. Поэтому расслабиться точно не получится.
— О чем в итоге получился спектакль?
— За 40 с лишним лет боления у меня накопилось очень много впечатлений и знаний. Через мою судьбу проходили судьбы и болельщиков, и хоккеистов — и каждый оставлял какой-то след. Ушла эпоха. И мы сейчас на сломе. И об этом будет разговор в спектакле. Но каждый зритель, разумеется, увидит своё. Придёт молодая девочка — для неё это будет спектакль о том, как непутёвая девчонка бросила парня, который для неё старался. А взрослый мужчина, наверное, скажет: «Да, раньше жили по-другому, эпоха была веселее». Это как с книгами, у каждой как минимум два автора — тот, кто написал, и тот, кто прочёл.
Михаил Быков заметил, что история получилась клиповой: картинки сменяют одна другую быстро, потому что никто сегодня не слушает длинных диалогов. И там всё важно, все герои — практически все они главные. У Юрия Тимофеевича Темирбаева и вовсе роль без слов, причём весь спектакль.
Хотя изначально это была очень простая история. Я понимаю, что театр должен быть разным — он может быть сложным, но ему также нужны простые и искренние истории. Вот такого театра мне самому не хватает. А если получится, что какие-то хоккейные болельщики пришли на спектакль и открыли для себя театр (и наоборот) — это будет очень здорово. Но это не первоочередная задача. Я люблю свой город и мне хочется через спектакль поговорить с людьми о том, что действительно важно, поднять актуальные темы и вопросы. И я рад, что такая возможность появилась
Татьяна Цветкова.
gazeta.a42.ru
|