В преддверии чемпионата мира-2018 по футболу состоялась премьера фильма «Тренер» - режиссёрский дебют Данилы Козловского, сыгравшего и главную роль.
Любителям спортивного кино 33-летний Данила Козловский известен прежде всего по роли хоккеиста Валерия Харламова в «Легенде №17» (2013 г.). В его актёрской биографии и роль футболиста в фильме «Гарпастум» Алексея Германа-младшего. Фильм участвовал в конкурсной программе Венецианского фестиваля-2005. Гарпастум – античная игра с мячом, далекий предок футбола и регби.
О своём режиссерском дебюте Козловский рассказал в одном из интервью:
- Мне никто не навязывал эту историю: ни министерство спорта, ни оргкомитет чемпионата мира. Никто не говорил мне: «Даня, сними нам, пожалуйста, кино к чемпионату». Это была моя личная инициатива, потому что я очень люблю жанр спортивной драмы.
Красная карточка
В первых кадрах «Тренера» - калейдоскоп событий: капитан сборной России Юрий Столешников (Козловский) в матче с командой Румынии не забивает пенальти при счёте 0:1; в дальнейшем, разъяренный неудачей, отчаянно грубит и зарабатывает красную карточку, а после удаления даже дерётся с фанатом, прорвавшимся к бровке поля сквозь оцепление. Как следствие – год дисквалификации и предсказуемое завершение карьеры в 34-летнем возрасте. Разумеется, без торжественных проводов и прощального матча, после которого виновника торжества несут на руках.
Спору нет, подобные эпизоды – промахи с «точки», удаления и даже стычки игроков с фанатами – неотъемлемая часть футбольных баталий. Однако зачем столь густая концентрация негатива в одном лице и в одной игре?
Очевидно, авторы сценария (Андрей Золотарёв, Сергей Четверухин и сам Козловский) решили начать повествование с падения героя, дабы показать его чудесное преображение: из грязи – в князи (в словаре Даля: «взят из грязи – посажен в князи»). Фантазия на заданную тему по закону голливудского кино: «Скептик всегда неправ».
Впрочем, пресловутый Голливуд здесь, в сущности, сбоку припёку – подобных историй пруд пруди, в том числе в и в отечественном кино о спорте: «Вратарь», «Первая перчатка», «Запасной игрок», «Удар! Ещё удар!»...Важнее детали, кои и создают целостную картину.
Спустя два года по окончании спортивной карьеры Столешников получает приглашение на тренерскую работу в клуб «Метеор», заработавший путёвку в подэлитный дивизион - Футбольную национальную лигу.
Сообщают ему об этом после игры в регби на весеннем поле, где он по уши извалялся в грязи. Первая часть фразеологизма приобретает буквальное значение.
Женское лицо футбола
В южнорусском городе Столешникова встречает президент «Метеора» Лариса Вольская (Ирина Горбачёва). Женщина – рулевой футбольного корабля сегодня в диковинку в наших палестинах. На слуху в основном Ольга Смородская, управлявшая московским «Локомотивом» в 2010-2016 г. Фанаты «железнодорожников» регулярно устраивали ей обструкции, скандируя во время матчей: «Уберите бабу из клуба!». И добились-таки её отставки.
Как-то в тени пребывала президент ФК «Тосно» Светлана Пронина. В этом году клуб из одноимённого городка Ленинградской области, где, кстати, ни разу не играл, завоевал Кубок России, но по итогам сезона вылетел из премьер-лиги. Более того, из-за многомиллионных долгов «Тосно» не получил лицензию Российского футбольного союза и приказал долго жить спустя всего пять лет после рождения.
По приезде на место работы Столешников узнает, что «Метеор» продал двух лидеров команды. В ответ на негодование новоиспеченного главкома Вольская говорит без обиняков: «Вы можете отказаться и уехать, но вряд ли найдёте ещё одну дуру, которая наймёт вас – с вашей-то репутацией». Вольская – дочь мэра города, «железная» леди, отнюдь не номинальный руководитель клуба.
«Юра, Юрочка, Юрок! Завяжи-ка мне шнурок!»
Без обиняков общается с главным тренером и градоначальник (Виктор Вержбицкий), заявляющий, что команда с годовым бюджетом в 200 миллионов рублей городу не нужна и эти деньги можно использовать и на другие цели. Киношный мэр, как многие крупные чиновники, внешне доброжелателен, однако вряд ли будет церемониться с теми, кто встанет поперёк дороги.
В составе «Метеора» не «одиннадцать надежд» (так назывался советский фильм 1975 года выпуска), а «одиннадцать индивидуальных предпринимателей», по определению тренера местной футбольной школы Бергера в исполнении Владимира Ильина, который, по обыкновению, убедителен и органичен в своей роли.
Фильм не обходит стороной и тему футбольного закулисья: «слив» матчей, ставки игроков на поражение своей команды, конверты с деньгами судьям, дабы сделали нужный результат. Понятно, и «Метеор» здесь не безгрешен. Впрочем, футбольное зазеркалье обозначено пунктиром, что вполне закономерно: уж очень скандальная и объёмная тема.
Поначалу Столешников, приехавший, по его словам, в провинцию побеждать, терпит поражение за поражением. «Юра, Юрочка, Юрок! Завяжи-ка мне шнурок!» - звучит в раздевалке после первого матча под руководством столичного «гастролёра», как его поначалу воспринимают в команде. Есть в «Метеоре» и «пятая колонна» в лице начальника команды.
После очередного «слива» матча, когда ставку на поражение сделал капитан «Метеора», Столешников проводит тренировку в порту, где футболисты передвигают связки покрышек высотой под два метра. И этот эксперимент ещё больше отдаляет его от команды. Удручённый главком, оправдывая свою репутацию, пускается во все тяжкие: приходит на тренировку в изрядном подпитии и, как в матче с Румынией, исполняет пенальти со столь же плачевным результатом и падает на колени.
Похоже, именно этот срыв отрезвляет Столешникова. Он приглашает в тренерский штаб Бергера, досконально знающего возможности своих бывших воспитанников, которые составляют костяк коллектива.
На поле, как в танке...
Умудренный жизнью Бергер (в переводе с немецкого – горец, поэтому, наверное, смотрит матчи с трибуны, а не из «окопа», как называет скамейку запасных) в разговоре с главным тренером вспоминает свою службу в танковых войсках: «Главное в танке – не обосраться!».
Столешников, переиначив крылатую фразу «на поле, как в танке...», произносит её накануне финала Кубка России. Лексика персонажей порой грубовата, что, наверное, неизбежно - «есть упоение в бою». Благо, мы не слышим реплики игроков на поле, где уж точно нет места плетению словес.
Главный тренер «Метеора» находит-таки общий язык с лидерами команды, даже не соглашается с предложением президента клуба - выставить на трансфер игроков, замешанных в сдаче матчей. В кафе общается с болельщиками: «Ваш стадион, ваша команда, пойте, играйте, помогайте нам!». По закону жанра вытягивает героя из трясины и любовь врача команды Вари (Ольга Зуева).
Духоподъемную историю венчает победа «Метеора» над московским «Спартаком» в финале Кубка России. Столешников вышел на поле против своего бывшего клуба и ценою травмы заработал пенальти. А решающие мячи забил игрок, наконец-то преодолевший свои комплексы, что, конечно, помог ему сделать главный тренер.
«Он знает мир, где дышит радость...»
В заключительных кадрах ленты, когда футболисты и болельщики празднуют небывалый в истории клуба (как выяснилось, из Новороссийска) триумф, звучит песня Юрия Шевчука: «Это всё, что останется после меня».
Что в сухом остатке после фильма? Во время матчей на стадионе или по «картинке» мы видим тренеров у бровки, а в фильме увидели то, что происходит за бровкой – экспрессивно-эмоциональные жизненные перипетии тренера и его команды, преодолевших лень, равнодушие, гордыню, отчаяние...
Несомненно, матчи чемпионата мира гораздо зрелищнее киношных постановок игры, но болельщикам неведомы закадровые сюжеты. Фильм интересен как раз погружением в живую, пусть и придуманную, футбольную историю.
«Но только тот действительно спортсмен, кто разорвал печальной жизни плен: он знает мир, где дышит радость, пенясь...». Строки Осипа Мандельштама и о создателях фильма, сделавших сказку виртуальной былью и подаривших зрителям позитивные эмоции. Данил Козловский добротно дебютировал и в роли тренера, и в роли режиссера.
Вадим Антонов.
Газета «Кузбасс»,
5 июля 2018 г.
|