Сегодня в Кемерове состоялся традиционный турнир по флорболу на Кубок мастера спорта СССР, ветерана кузбасского хоккея с мячом Алексея Тимофеевича Лазовского.
Алексей Лазовский – последний из могикан кемеровского «Шахтёра», дебютировавшего в высшей лиге чемпионата СССР по хоккею с мячом в сезоне 1955-1956 г. В следующем сезоне Лазовский в 19-летнем возрасте вышел на лед в форме нашей команды и забил три мяча. В дальнейшем он был капитаном команды, сыграл за кемеровчан 179 матчей (57 голов).
О заслуженном ветеране написал Станислав Лидванский в книге «Кемеровский русский хоккей. «Шахтёр» - «Кузбасс». От истоков до «бронзы» 1973 года:
- Он наш, рудничный. Жил в пяти минутах ходьбы от стадиона «Шахтёр». Верховодил в своей дворовой компании, играл в футбол — как раз на том месте, где сейчас стоит Дворец культуры. А к русскому хоккею его пристрастил тренер Леонид Корнилов. Хотя поначалу пришёл к нему на стадион не понятно кто: кепка набекрень, во рту папироса и при этом спрашивает: «А тут на хоккей принимают?»
Лазовский с большим уважением вспоминает своего первого тренера. Именно Леонид Трофимович во многом поспособствовал тому, чтобы из разгильдяя-атамана вышел классный хоккеист.
Учился он в школах №16 и 24. Там тоже играл в хоккей. А потом дорос и до «Шахтёра». Выпало ему счастье поиграть и со «старой гвардией» — с теми, кто выводил команду в класс «А»: братьями Журавлёвыми, Рябоваловым, Плешкевичем, Рябинским... Кстати, красивый финт, ставший позже у Лазовского коронным (корпус вправо, а затем резкий уход влево), он позаимствовал у Александра Журавлёва. И попадались на него многие защитники: настолько всё исполнялось натурально и быстро.
Сезон 1957-1958 годов, наверное, был самым ярким в его спортивной биографии. Главное, что он сумел завоевать любовь и признание болельщиков русского хоккея. Впрочем, в те времена его любимый вид спорта был, мягко говоря, не в чести, и это заставило Алексея искать счастье «на стороне» — в хоккее с шайбой. Так он вместе с Геннадием Груздевым оказался в новокузнецком «Металлурге». И новую науку Лазовский освоил быстро. Без преувеличения можно сказать: был одним из лучших. Это подтверждают и ведущие хоккеисты «Металлурга» тех лет Олег Короленко и Михаил Гомберг. Однако в одном из контрольных матчей перед стартом чемпионата Алексей получает перелом руки. Сезон, конечно, потерян, и в следующем 1963 году он опять в кемеровском «Шахтёре». Команда, в которой уже произошла смена поколений, выбирает Лазовского капитаном.
Занимаясь хоккеем, Алексей не забывает и о делах житейских. Так, в 1966 году он окончил Кемеровский горный техникум. Как окажется впоследствии, это был ключевой момент, во многом определивший его дальнейшую судьбу. Тем более что тогда он уже был спортсменом-ветераном, и тот же 1966 год становится для него последним в «Шахтёре». После этого Лазовский работает в качестве играющего тренера в командах городов Ленинск-Кузнецкий, Усть-Каменогорск, Лениногорск. Все эти коллективы успешно выступали во второй лиге союзного чемпионата.
В 1970 году Лазовский уехал в Якутию, в город Мирный. Вообще-то отправился туда играть в хоккей с шайбой. И первые пять лет так и было, но потом на спортсменов, числящихся на предприятиях, стали смотреть косо: «Мы пашем, а тут какие-то нахлебники на шее». Вот тогда Алексею и пригодилась специальность, полученная в техникуме. Стал трудиться наладчиком электроприводных систем экскаваторов. Работать приходилось со сложной техникой порой просто в экстремальных условиях — с голыми руками в 50-градусный мороз. Выручала бойцовская закалка, приобретённая в спорте. В итоге отработал на Севере 32 года, и всё последнее время (с 1993-го) — в должности начальника монтажно-наладочного центра треста «Алмазспецавтоматика». Так что вопрос, реализовал ли себя Лазовский в жизни, отпадает сам собой. Действительно, если человек талантлив, то он талантлив во всём.
|