В субботу, 3 ноября, кемеровский «Кузбасс» в стартовом матче XXVII чемпионата России принимает «Уральский трубник» (Первоуральск). Игра в губернском центре зимних видов спорта начнётся в 13 часов.
В чемпионатах России Сергей Морозов сыграл 246 матчей, в том числе 235 в составе кемеровской команды. Фото Вячеслава Айкина.
В межсезонье наша команда под руководством главного тренера Алексея Китькова и его помощника Александра Тарасенко провела 14 матчей в трёх домашних турнирах.
Подготовительный период «Кузбасс» завершил на мажорной ноте, переиграв 19 октября в финале Кубка Михайло Волкова московское «Динамо» - 9:4.
Кемеровчане заставили капитулировать полуфиналиста Кубка страны-2018 еще в первом тайме, отправив в ворота соперников шесть безответных мячей. Во второй половине встречи динамовцы смотрелись не столь бледно, а «Кузбасс», сыграв по счёту, уверенно завоевал трофей имени первооткрывателя кузнецкого угля.
В трёх из пяти матчей победного для кемеровчан турнира сыграл 33-летний Сергей Морозов – основной голкипер нашей команды в последних шести сезонах.
- Сергей, как оцениваете финал с «Динамо»? Безумство храбрых? Беззубость слабых?
- О сопернике не буду говорить, пускай сами разбираются, а мы вышли на финал мотивированными, очень хотели выиграть. Быстро забили и поймали, как говорится, кураж. Думаю, никто не ожидал 6:0 после первого тайма. Хорошо сыграли, самим приятно, когда всё получается. Конечно, приятно, что порадовали наших болельщиков.
- Команда на ходу?
- Да, со стороны выглядим неплохо, но чемпионат страны – не предсезонный турнир. Другой уровень. Загадывать не стоит, как оно всё пойдет в дальнейшем. Наша задача – сохранить всё лучшее в игре, ничего не потерять по дороге. Сложно потом догонять.
- В минувшем сезоне после неудачного старта погоня удалась...
- Да, тогда с трудом входили в сезон. Наверное, не хватило спаррингов в подготовительный период. Лучше не самый удачный матч, чем тренировка. В игре концентрируешься от первой до последней секунды.
Год назад уступили на своём льду «Енисею», по полной нас «угостили» в Новосибирске, потерпели домашнее поражение от «Трубника». Три «баранки» - пришло понимание, что отступать-то некуда. После двух побед в Ульяновске над казанским «Динамо» и местной «Волгой» нащупали свою игру, а в дальнейшем и чемпиона страны одолели.
- Сергей, а в чём специфика вратарской «предсезонки»? Меньше бегаете кроссов?
- Да, кроссы у нас не в таком объеме, как у полевых игроков. На тренировках половину времени работаем с командой, вторая половина – специальные упражнения. Понятно, что во время «двусторонки» картина иная: вся команда на льду.
В целом же есть понимание, как готовиться к сезону. Работал со многими тренерами. Первый наставник – Валерий Викторович Шаповалов. Пришёл в хоккейную школу на стадион «Шахтер» после первого класса. Вратаря в команде не оказалось, я попробовал, втянулся, что-то получилось. Катался на коньках не лучше остальных, все-таки пришел на год позже. С той поры, то есть с восьми лет, не меняю игровое амплуа.
Виталий Тимофеевич Прохоров, выступавший за «Шахтёр» в чемпионате СССР, объяснял нам нюансы вратарской игры. Тогда и не думали, что это может пригодиться, но в памяти остались его советы. Лет с пятнадцати со мной занимался Леонид Павлович Еловиков, работавший в команде мастеров, как в дальнейшем и Вячеслав Владимирович Стародид.
Стародид играл за «Кузбасс», когда я был в дублирующем составе, а будучи тренером, помогал адаптироваться в коллективе.
Несколько лет занимался с вратарями в предсезонный период Илья Давыдов, в прошлом году вернулся в «Кузбасс» Роман Гейзель. Делились опытом старшие коллеги по амплуа: Дмитрий Атапин, Алексей Баженов, Андрей Баландин, Роман Гейзель.
- Серьезная конкуренция...
- Да, суровая школа. Спуску молодым не давали и тем самым закалили характер. Приходилось конкурировать, чтобы заслужить доверие тренерского штаба. Но подлянок друг другу не делали. С Романом Гейзелем, когда играли в первой лиге, вместе на тренировки ездили, а в команде мастеров в поездках жили в одном номере.
Не секрет, что в медальное для «Кузбасса» время очень трудно было пробиться в команду. Причем, это только первый шаг, потом надо было закрепиться в «основе». Постепенно решал эти задачи. Полноценный дебют в «Кузбассе» состоялся в сезоне 2007-2008. А почувствовал, что такое суперлига (тогда высшая лига) в сезоне 2005-2006, когда играл за архангельский «Водник».
Из нашего поколения остался в команде только Семён Козлов. Чуть старше Алексей Владимирович Китьков, работающий главным тренером с прошлого года.
Сегодня молодым открыта дорога в команду. Но опять же конкуренцию никто не отменял: ребята получают шанс, за который надо цепляться, чтобы не просидеть на скамейке запасных.
- Бывают неберущиеся мячи?
- Скажу так: если мяч пересек линию ворот, значит неберущийся.
- Пенальти – лотерея?
- Для кого как. Для вратаря сложный момент, но можно проявить свою реакцию. Есть определенные хитрости - раскрывать не буду.
- К «точке» подходят, как правило, штатные пенальтисты. Наверняка известно, как они выполнят удар.
- Если пробьют сильно и точно, не успеешь среагировать. В этом случае у вратаря практически нет шансов выручить команду.
В семье Морозовых двое детей: Настя (5 лет) и Маша (11 лет). Жена Алёна и дочери Сергея постоянно приходят на хоккейные матчи.
- Самый сложный для вратаря удар с игры?
- Если не увидел момент удара, может спасти только реакция и то не всегда. Мяч постоянно должен быть в поле зрения. Идеальный, конечно, вариант, когда команда соперников не доезжает до наших ворот. Правда, об этом, как и о «сухарях», можно лишь мечтать. «Сухие» матчи – большая редкость в хоккее с мячом. И наша команда здесь не исключение.
- Лучше играть каждый матч или меняться с коллегой по амплуа?
- Приемлемы оба варианта. В своё время мы играли по очереди с Романом Гейзелем, и это не напрягало, поскольку точно знали, кто выйдет на поле в следующем матче. А вообще нельзя расслабляться - будь готов к игре в любой момент.
- Бессонница не мучает после матчей?
- По-разному. Бывает так напрыгаешься, что придешь домой и сразу в сон клонит. А бывает наоборот: не можешь уснуть, «прокручиваешь» игру как после побед, так и после поражений. Вратарские ляпы порой долго вспоминают, но нельзя долго переживать, надо забыть ошибки как можно быстрее. Да и рабочий режим не позволяет зацикливаться на отдельных эпизодах.
- Самый памятный матч?
- Надеюсь, ещё впереди. Хотя, конечно, запомнились игры в Кубке России-2006 и Кубке мира-2008, когда впервые вышел в стартовом составе.
- Новый сезон – 14-й для вас в «Кузбассе».
- Сезоны не считаю. Они пролетают быстро, глазом не успеешь моргнуть. Когда-нибудь потом займусь арифметикой. Сегодня же готовлюсь сыграть лучше, чем в предыдущем чемпионате страны. Все ребята нацелены показать зрелищный хоккей и порадовать болельщиков победами.
...У вратарей особенная стать. И дело не только в физических данных (рост Сергея Морозова – 193 см), но и в характере, психологии, менталитете, отличном от полевых игроков. Помнится, один известный тренер как-то обмолвился, что ничего не понимает во вратарском деле. Логично, что за подготовку голкиперов в клубах отвечают коллеги по профессии (бывших «профи», как известно, не бывает), на собственном опыте знающие, почём фунт вратарского лиха.
Вратарская школа «Кузбасса» богата традициями, известна многими именами: Виктор Шабловский, Виталий Прохоров, Владимир Краев, Виктор Иордан, Александр Господчиков, Владислав Нужный, Вячеслав Стародид, Андрей Баландин, Роман Гейзель.
Сергей Морозов занимает достойное место в этом ряду. Его пример – наука для нового поколения кемеровских голкиперов.
Пресс-служба ХК «Кузбасс»
|