Под таким названием вышел в свет сборник, посвященный 35-летию футбольной команды журналистов
Евгений Красносельский (справа в нижнем ряду) после матча за «Гонорар-82», который стал для него последним. В этом же ряду: Андрей Королёв, Валерий Качин и Константин Крекнин (слева направо); стоят: Сергей Бондаренко, Дмитрий Сагара, Николай Колмогоров, Владимир Михеев.
Авторы-составители издания формата А4 (половина полосы выпуска «Кузбасса» в четверг) и объёмом 36 страниц – Олег Курочкин и Владимир Михеев, игравшие за «Гонорар-82» в его первом составе, хорошо знающие всех партнёров по команде и вспомнившие всех поимённо, в том числе ушедших из жизни.
Взгляд сквозь годы
Сборник открывает обзор Олега Курочкина, посвященный истории «Гонорара-82». Как всё начиналось? В мае 1982 года, точнее 5 мая, когда в советское время с размахом отмечали День печати (сегодня это праздник для пишущей братии старой закваски) группа журналистов областной газеты «Комсомолец Кузбасса» – Евгений Красносельский, Лев Попов, Владимир Михеев, Олег Курочкин, Константин Крекнин, Евгений Худобин, Александр Недашковский – решили организовать футбольную команду.
Генератор идеи, придумавший и название «Гонорар», – Женя Красносельский, работавший в дальнейшем редактором газет «Комсомолец Кузбасса» и «Кемерово» и скоропостижно покинувший этот мир в августе 1994 года.
На большую арену – кемеровский стадион «Химик» – команда журналистов вышла 15 июня 1982 года в игре с артистами Государственного академического Малого театра СССР. «Гонорар-82» с капитаном Красносельским одержал победу – 5:4. Позднее подобные матчи-шоу стали традиционными: состоялись встречи с московским театром имени Моссовета, знаменитым «Ленкомом», Красноярским театром оперы и балета...
Встречи «Гонорара-82» на футбольном поле со служителями Мельпомены зависели всё-таки от графика гастролей театральных трупп, а вот Спартакиады журналистов Сибири, инициированные неутомимым Красносельским, стали традиционными с 1984 года.
Кемерово, Новосибирск, Омск, Барнаул, Красноярск, Томск, Иркутск – география спортивного и профессионального братства работников пера и микрофона в течение шести лет (1984-1990). В программе Спартакиад – футбол, волейбол, шахматы, лёгкая атлетика, творческий конкурс, а главная составляющая – общение коллег по цеху, что сегодня, к сожалению, большая редкость.
Родоначальник футбольного движения
Владимир Михеев в эссе «Курсом первого капитана» написал о Евгении Красносельском: «Организатор и вдохновитель всех наших побед и ряда поражений, первый на Евразийском пространстве капитан-редактор, имея мариинскую закваску, обрел почетное звание и олимпийский характер... В пылу борьбы капитан умел дойти до каждого и найти действенные слова».
Не менее красноречиво-убедительны его слова в послесловии к сборнику:
– «Гонорар» сделал великое дело, став родоначальником небывалого футбольного движения в регионе, в Союзе (творческом) и в сегодняшней России: поединки правительственных команд, спонсорские турниры, матчи эстрадных «звезд».
И еще одна немаловажная деталь для достойной оценки работы авторов-составителей сборника. Его страницы – это ведь и страницы истории кузбасской журналистики в репортажах, корреспонденциях, заметках о «Гонораре-82», опубликованных в «Комсомольце Кузбасса» и «Кузбассе» (1982-1990) и вновь увидевших свет в сборнике.
Безосновательно утверждение, что газета живёт лишь один день. Напротив, со временем тексты периодических изданий – красноречивые свидетели времени. «Здесь и сейчас» – лейтмотив публикаций минувших дней. В этом непреходящая ценность.
«Десять лет Бутырки, старичок!»
Очевидно, стоит напомнить исторический контекст создания «Гонорара-82». 1982 год на дворе. «Похоронить на «Целине», засыпать «Малой землей», чтобы не было «Возрождения» – один из популярных анекдотов позднего застоя, как не без оснований нарекли то время. Впрочем, для тогдашних молодых газетчиков отнюдь не застой, а постижение профессии – процесс непрерывный и нескончаемый, до седины в бороду или беса в ребро.
Конечно, были непреложные правила игры в партийной прессе, а тогда все газеты, по сути, были партийными, все печатали материалы съездов и пленумов «руководящей и направляющей силы советского общества», то бишь КПСС. Против партийного лома изобретали приемы, а творческий застой (в худшем случае – деградация) зависит всё же не от времени («времена не выбирают, в них живут и умирают») и даже не от меры таланта, а прежде всего от психологической устойчивости к неизбежным превратностям судьбы. Всё сугубо индивидуально. Кто-то ломается, кто-то крепче на изломе.
Как не сломаться? «Главное – величие замысла», – утверждал нобелевский лауреат Иосиф Бродский. Пожалуй, не только в профессиональной сфере. «Гонорар-82» – и величие, и воплощение замысла. Рождение замысла, словно поиски жанра, пространство игры внутренне свободного человека.
Евгений Красносельский – игрок по натуре, а настоящий игрок на дух не переносит чинопочитания, не лебезит, не признает формальные авторитеты, в его табели о рангах равны и начальник, и работяга.
Его работа в газете, футбол в его исполнении – большая игра с корневыми шутками-прибаутками: «Десять лет Бутырки, старичок!» Фраза уроженца Мариинска, где открыт музей истории ГУЛАГа, не о сроке наказания, пусть и виртуальном, а о бесстрашно-философском отношении к жизненным катаклизмам.
Об этом же строчки Красносельского из «Гимна кузбасских журналистов», посвященные памяти редактора «Кузбасса» в 1984-1985 годах Анатолия Игнатьевича Бельчика и открывающие издание о «Гонораре-82»:
«О том, что жизнь борьба, пусть голосят политики, у нас с тобой судьба едина – журналистика. И заповедь чиста, как слеза на щеке: сегодня – со щитом, а завтра – на щите».
Евгений Красносельский покинул этот мир в 1994 году, но по-прежнему «со щитом» в нашей благодарно-избирательной памяти. История продолжается: две недели назад в Кемерове состоялся уже 23-й матч памяти капитана «Гонорара-82».