Коренной кемеровчанин Владимир Коровин – первый в истории ХК «Шахтёр»-«Кузбасс» чемпион мира (1971, 1973).
Первый в нашем регионе «игровик», которому присвоили звание «заслуженный мастер спорта».
Капитан «Кузбасса», завоевавшего в 1973 году бронзовые медали чемпионата СССР.
Владимир Коровин – старший тренер ХК «Кузбасс» (1999-2003). Фото Вячеслава Айкина.
Владимир Коровин дебютировал в кемеровском «Шахтёре» в сезоне 1968-1969 г., сыграл 21 матч (1 гол). Выступал в нашей команде ещё четыре сезона (81, 13), в 1973-м его призвали в армейский клуб Свердловска, в составе которого завоевал золотую медаль чемпиона СССР-1974.
На два года (1975-1977) вернулся в «Кузбасс», продолжил карьеру в горьковском «Старте» (1977-1984), а закончил играющим тренером в 1987 году в «Строителе» (Сыктывкар), где и остался рулевым после перехода Владимира Янко в красноярский «Енисей». Три сезона руководил «Строителем», а о дальнейшем рассказал в интервью нижегородской газете «Футбол-Хоккей-НН»:
- Но затем последовал мой уход. Как в то время было модно, меня «ушли», и я четыре года работал детским тренером в Сыктывкаре. Затем уже последовало предложение от небезызвестного тренера Журавлёва - царство ему небесное! - в Ленинск-Кузнецкий, которое я принял. Год отработал там, затем меня пригласил на роль помощника Валерий Иванович Эйхвальд (в ту пору главный тренер сборной России) в СКА. И два года я отработал в Екатеринбурге. Потом семейные обстоятельства вынудили меня вернуться в Сыктывкар, где я работал два года главным тренером.
В 1999 году Владимира Коровина пригласили в тренерский штаб «Кузбасса» помощником Сергея Мяуса. Под руководством этого тандема кемеровчане дважды завоевали Кубок России (2001, 2003) и три комплекта бронзовых медалей чемпионатов страны (2001-2003).
Коллега Дмитрий Сагара встречался с двукратным чемпионом мира в бытность его старшим тренером кемеровской команды (1999-2003). Публикуем фрагмент его материала.
«Поколение Коровина и привело «Кузбасс» к единственным в его истории бронзовым медалям в чемпионатах СССР в сезоне 1972-1973 годов. В ту пору 22-летний Владимир Васильевич был избран капитаном. Сезон начался для «Кузбасса» крайне неудачно - проиграли дома московскому «Динамо» и ульяновской «Волге». И то раздражение, что накапливалось, выплеснулось - собрались основным составом и в облсовпроф с жестким предложением: «Такой тренер нам не нужен!»
Но в итоге разговор кончился компромиссом: старшй тренер (Валентин Свердлов) остается до конца сезона, чисто номинально. А старшим стал Геннадий Груздев, можно сказать, и тренером, и вожаком. Капитаном - Коровин, авторитетный не по годам, а по игре. И так сплотились, что стали набирать и верные очки, и безнадежные. На финише обнаружилось, что до медалей рукой подать.
Хоккеисты «Кузбасса» - бронзовые призеры чемпионата СССР-1973. В первом ряду сидят (слева направо): Валерий Журавлёв, Моисей Мозговой, Анатолий Измаденов, Валерий Рябченко, Владимир Краев, Владимир Бахаев, Анатолий Трегубов. Второй ряд – Владимир Коровин, Владимир Евтушенко, Сергей Свердлов, Виктор Жданов, Владимир Игонин, Геннадий Савельев, Геннадий Умысков, Владимир Балаганский, Геннадий Груздев.
- Владимир Васильевич, бронзовые медали «Кузбасса» в 1973 году являются гордостью болельщиков команды до сих пор. Однако нет-нет да добродушно пошутят: знаем мы, как вы непобедимое «Динамо» обыграли в Москве в последнем матче со счетом 5:3...
- Шутке всегда есть место. Но я напомню такой факт. Мы должны были утвердиться бронзовыми призерами еще до игры с «Динамо», туром раньше, в Красногорске. Но проиграли «Зоркому» 2:3. У нас тогда была очень хорошая команда, но выиграть всемером мы не сумели. Меня, как капитана, выгнали вообще до конца игры, поэтому в Москве я потом не играл.
Лидер «Зоркого» Папугин нам тогда два или три мяча с угловых забил. Ну, судейство было откровенно безобразным. Конечно, нам повезло, что тогда «Динамо» не ставило перед собой задачу обыграть нас, чтобы мы не стали третьими. Но другие прилагали к этому все усилия. Алма-атинское «Динамо» в последнем туре легко проиграло нашему сопернику «Волге» в Ульяновске. Но и мы победили.
И еще, мы стали призёрами не вдруг, не шагнув из нижней части таблицы, до того «Кузбасс» был пятой командой в компании таких сильнейших клубов, как московское и алмаатинское «Динамо», свердловский и хабаровский СКА, ульяновская «Волга».
- Владимир Васильевич, когда человек принимает решение стать профессиональным спортсменом, лет в семнадцать?
- Вряд ли, в семнадцать лет еще просто играешь в хоккей с мячом в свое удовольствие. Вообще, я очень осторожно отношусь к этому понятию и считаю, что пока нет профессионального отношения в нашем виде спорта. Все наши игровики значатся официально как «спортсмен-нелюбитель». Такой заумный термин, но точно отражает сегодняшнее положение дел. Для меня профессионализм - это не просто добросовестное отношение к делу, это нечто граничащее с фанатизмом.
- Из сотен игр, проведенных на льду, какая осталась самой памятной?
- Конечно, первая игра за сборную СССР. Мы выиграли у шведов в Красногорске. Тогда я стал молодым конкурентом великому игроку сборной Юрию Шорину и буквально на первом сборе он меня поздравил с приглашением в команду, пожелал успешной карьеры. Это оставило неизгладимое впечатление.
- Вы для многих спортсменов Кузбасса пример, но не всем дарован такой талант, чтоб с двадцати лет в сборной страны...
- Я бы сказал, что большим талантом меня бог не наградил. Было желание, стремление серьезно относиться к играм, тренировкам. Когда я стал играть в русский хоккей всерьез, то отец, царство ему небесное, сказал так: «Если собираешься играть на людях, то играй так, чтобы мне стыдно не было. А если ерундой собираешься заниматься, то не смеши людей, давай-ка со мной в шахту». И его слова стали для меня какой-то меркой в дальнейшем. Отца нельзя подводить, старался. Что получилось - судить вам.
Я получаю огромное удовольствие от работы в родном городе (в отличие от Сыктывкара). Мне приятно, что я работаю на своих земляков, помогаю расти нашим ребятам. Я нахожу общий язык с главным тренером Сергеем Мяусом, с руководством клуба. Мне нравится профессиональное отношение мэра к большому спорту. И я отметил бы добросовестность хоккеистов. Хорошие ребята, перспективные.
В сборной СССР Владимир Коровин дебютировал 8 января 1971 года в контрольном матче с командой Швеции в Красногорске.
Наш земляк вышел на лёд в стартовом составе на позиции полузащитника. В начале второго тайма хозяева уступали 0:3, но на 65-й минуте Николай Дураков, затем Валерий Маслов и тот же Дураков восстановили равновесие. На 75-й и 83-й минутах ворота скандинавов поразили Юрий Петров и Владимир Тарасевич – 5:3.
Чемпионат мира-1971 состоялся в Швеции 3-14 марта. Полузащитника кемеровского «Шахтера» включили в заявку нашей команды (17 хоккеистов), но сыграть на турнире ему так и не довелось. Сборная СССР завоевала седьмой чемпионский титул, набрав одиннадцать очков в шести матчах (разница мячей: 24-10).
Наставники отечественной дружины: Василий Трофимов и Анатолий Мельников, 17 чемпионов, а также старшие тренеры шести команд, делегировавшие игроков в сборную страны, - награждены Почётными грамотами Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров РСФСР.
Через два года чемпионат мира состоялся в Москве и Красногорске (17-24 февраля). Владимир Коровин сыграл в матчах с командами Финляндии (8:3) и Норвегии (4:0). Сборная СССР вновь завоевала чемпионский титул, одержав шесть побед (32-4).
- В 20 лет я попал в сборную СССР, причем с корабля на бал, - рассказывал Владимир Коровин в интервью Сергею Дуничкину, опубликованному в газете «Нижегородские новости». - Мы проводили товарищеский матч со шведами в Красногорске. Выиграли, но воспоминания о сборной у меня связаны в первую очередь с какими-то травмами. Уже в той игре в Красногорске мне сломали большой палец.
Наступает чемпионат мира-1971. Провожу все контрольные игры, последний матч, по-моему, играли со шведами в Уппсале. Выиграли 4:1. И приехал представитель Министерства иностранных дел. Была контратака, я побежал к воротам соперника, и вдруг — удар сзади по бедру. Я разворачиваюсь, а клюшка «автоматом» — по голове шведскому игроку. Пребывал в шоке, даже не понял, что я сделал... Короче говоря, удалили меня до конца игры. После игры с Трофимовым состоялся жесткий разговор, потому что как раз тот представитель МИДа на него «наехал». Через три дня начался чемпионат мира, который я провел на «одной ноге». Можно сказать, только лечился. Хотя в Стокгольме мы стали чемпионами мира.
На следующий год поехал в составе сборной играть в турнире на призы газеты «Советская Россия». Меня ставят в основной состав. А в Ульяновске как раз открытие, а мороз 30 градусов да еще и с ветром. Пока стояли на параде, пока там лошади проехали, пока флаг подняли... Играли в три тайма по 30 минут. Первый отыграл, пришли в раздевалку, чувствую — пальцы щиплет. Врач дал мне тазик с водой, я опустил, пальцы все черные стали — отморозил. И опять всю неделю просидел в глухом запасе.
В 1973 году вроде повезло. Москва. Чемпионат мира. Попал в заявку. Радует, что в те годы удалось поиграть бок о бок с такими людьми, которые ныне по праву считаются легендами русского хоккея, — это и Маслов, и Дураков, и Герасимов, и Измоденов... Перечислять всех — пальцев рук не хватит. Атмосфера в сборной была очень хорошей. Все доброжелательны, никаких проблем ни в игре, ни в быту не было. Во многом поэтому сборная СССР постоянно становилась чемпионом мира.
На следующий год, в 1974-м, мы играли на международном турнире в Архангельске. Тогда мне удалось забить гол за сборную, это было в финале со шведами. Но, к сожалению, мы проиграли — 1:4. Начался как раз период обновления сборной. Привлекались другие люди — Агуреев, Афанасенко... Шло омоложение. Не секрет, что, играя в других клубах, попасть в сборную было проблематично. Костяк всегда составляли игроки московского «Динамо». Еще нескольких игроков брали из Алма-Аты, из Свердловска. Наверное, и мне надо было идти таким путем, то есть принять приглашение из «Динамо». Может быть, я смалодушничал, но в Москву не поехал. В результате в сборную я перестал попадать. Наша сборная так и осталась сильнейшей в мире, что неоднократно доказывала и в последующие годы. Но без меня.
Личное дело
Владимир Васильевич КОРОВИН
Родился 1 сентября 1950 года в Кемерове.
Заслуженный мастер спорта. Заслуженный тренер России. Воспитанник кемеровского хоккея. Выступал за «Шахтёр», «Кузбасс» (Кемерово), СКА (Свердловск), «Старт» (Горький), «Строитель» (Сыктывкар). В чемпионатах СССР провел 446 матчей, забил 57 мячей.
В сборной СССР сыграл 10 матчей (1 гол). Двукратный чемпион мира-1971, 1973. Победитель турнира на призы газеты «Советская Россия»-1972, серебряный призёр-1974. Обладатель Кубка европейских чемпионов-1975 (СКА).
Бронзовый призёр чемпионата СССР-1973 («Кузбасс»). Чемпион СССР-1974, бронзовый призёр-1975 (СКА). Серебряный призёр чемпионата СССР-1980, обладатель Кубка СССР-1983 («Старт»). Шесть раз назван в списке 22-х лучших игроков чемпионатов СССР.
Работал главным, старшим тренером и тренером в командах: «Строитель», ДЮСШ «Строитель», «Бумажник» (все — Сыктывкар), «Шахтёр» (Ленинск-Кузнецкий), СКА (Екатеринбург), «Кузбасс», «Старт» и «Старт-2» (Нижний Новгород).
|