Кузбасская школа русского хоккея – лучшая в стране в нынешнем сезоне! Четыре (из шести) наших команд победили в финалах первенств России и во Всероссийских турнирах на призы клуба «Плетеный мяч» имени заслуженного мастера спорта СССР Анатолия Мельникова. Не знали равных в стране юниоры «Кузбасса-93», где тренером-преподавателем работает Анатолий Измаденов, а также «Кузбасс-95» (тренеры - Дмитрий Константинов и Аркадий Попков), «Кузбасс-97» (Максим Тушин и Владимир Ачкасов). Победный почин сделал «Кузбасс-98», выигравший в Абакане финал Всероссийских соревнований на призы клуба «Плетеный мяч» в самой младшей возрастной группе. Мальчишек, которым едва минуло 12 лет, учит азам русского хоккея Александр Александрович Опарин. Юные подопечные уважительно зовут его «Сан Саныч».
Раскрыть ребенка - Сан Саныч, бытует мнение, что детей тренировать сложнее, чем даже команду мастеров? Так ли это?
- Специфика есть и там, и там. Думаю, со взрослыми все-таки посложнее, там уже состоявшиеся личности, а из детей можно все лепить самому. Что тебе хочется, что тебе нравится, а со взрослыми это практически невозможно. С детьми труднее в том плане, что обязательно надо их увлечь, заинтересовать.
- Какой у вас тренерский стаж?
- Шесть лет. Занимаюсь с первым набором. После того как сам закончил играть, отошел в сторонку от хоккея. А потом оказывается, что, кроме хоккея, ничего и не умеешь в жизни. Присматривался, как работает школа, многое мне не нравилось. И думал, что если я пойду, маленькую революцию сделаю. Поначалу было огромнейшее желание работать с детьми, в школе дневал и ночевал, потому что дети на моих глазах росли. А это здорово! Со временем все входит в определенное русло, появляются непредвиденные обстоятельства, в основном это касается родителей, которые думают, что многое знают в хоккее. Мне 50 лет, я связан с этим видом спорта всю жизнь, но еще не понял хоккей до конца, насколько он сложен. Один из сложнейших видов спорта. Очень трудно ему научить, потому и мало ребят, которые рано раскрываются в хоккее.
- Почему? В чем сложность? - Русский хоккей – самый быстрый вид спорта из игровых. Значит, думать надо быстро, игровое мышление должно быть развито, если его нет, невозможно проявить себя. Причем мышление можно развить процентов на десять от того, что дано природой. То, что заложено в ребенке, надо раскрыть, развить, а для этого его нужно заинтересовать. В этом специфика работа с детьми. Первые два года дети просто играют, им интересно заниматься чем-то новым, нравится, что с ними возится взрослый человек. А потом – через два-три года – начинаются методичные повторы одних и тех же упражнений, а это приедается. Один мальчишка как-то спросил у меня: «Да сколько же мы будем эти фишки объезжать?!». Хороший вопрос. Вроде он уже все умеет, а приходится какие-то фишки объезжать. Он еще не знает, что, если останется в хоккее, будет заниматься этим всю жизнь! Но я ему так не сказал, чтобы не обескуражить.
- А что вы ему ответили? - Я объяснил, что это не фишки, а защитники. Это соперник, и ты его обыгрываешь. Детей нельзя обманывать, но подобные сравнения помогают найти с ними общий язык. И ребята понимают. А тот мальчишка, Саша Каштанов, который спрашивал про фишки, в финале «Плетеного мяча» в Абакане признан лучшим нападающим. Это наш второй финал, в прошлом году мы выступали не по своему возрасту, но получили хороший опыт.
- Сколько осталось мальчишек с первого набора? - Большинство. Сейчас постоянно тренируются больше 30 ребят. В финале «Плетенки» мы выставили две команды. В каждой линии есть лидеры: вратарь Олег Игонин, защитник Леша Божко, полузащитник Кирилл Козликин, вот уже четвертый год капитанит Андрей Опарин (однофамилец тренера – Прим. авт.). Все мальчишки хороши, все заслуживают добрых слов. Самое удивительное, что после победы в финале «Плетеного мяча» ребятишки занимаются с еще большим желанием. Радуюсь, поражаюсь, как неугомонно носятся ребята. Вся команда воет, когда наступает выходной.
На свежем воздухе
- Как складываются отношения с родителями подопечных? - Да, надо находить общий язык с родителями. Все хотят видеть своих детей чемпионами. Но как можно определить спортивное будущее ребенка в 10-11 лет?! Ведь многие ребята раскрываются в позднем возрасте, кто был на третьих ролях – выходит на первые. Мне один родитель сказал: «Не нравится, как вы воспитываете». Вообще я не должен никого воспитывать, я должен обучать хоккею. Спору нет, в этом процессе обучения идет и воспитание. Но человек формируется, прежде всего, в семье, а не в школе, общеобразовательной или спортивной. Что родители заложили, то и остается у ребенка Когда начинаем участвовать в соревнованиях российского уровня вмешательство родителей излишне. А вот в первые годы занятий их помощь, в том числе и спонсорская, необходима.
- В 12-13 лет спортивная составляющая не должна быть на первом плане? - Я так и говорю родителям. Конечно, далеко не все станут хоккеистами, зато все будут здоровыми: мы занимаемся на свежем воздухе зимой и летом, да и в модуле тренировки идут на позитиве. Дети формируются до 18 лет, а после 18-ти, если попадаешь в команду мастеров, то уже в ущерб здоровью. Пока в школе учатся, они укрепляют здоровье. Я не перегружаю ребят, не стоит увлекаться силовыми тренировками, той же штангой. Стараюсь обучать детей через игру, через игровые упражнения. Даже скоростную выносливость вырабатываем в эстафетах, которые очень интересны для ребят. Они соревнуются, а не просто бегают по 100 метров несколько раз. Самое главное – дать хоккейное образование, потому много времени уделяем техническим элементам. И акробатикой занимаемся, и в бассейн ходим пятый год. В бассейн все хотят, и это объединяет ребят. Все научились плавать. Играем в баскетбол, ручной мяч, даже в большой теннис. И неплохо у ребят получалось: координация ведь поставлена.
- Сан Саныч, насколько помогло команде участие в турнирах Сибирской детской лиги? - Увидели соперников, хотя старались и до этого выезжать, чтобы не вариться в собственном соку, увидеть, как обстоят дела в других школах. Сибирская детская лига – это то, что нужно для детей до 12 лет. Очень вовремя ее организовали. В связи с тем, что в Кемерове прекрасный модуль, к нам с удовольствием приезжают из других городов. Два года мы участвовали в этой лиге и дважды выиграли. Несколько команд выставляли в своем возрасте, и это тоже принесло свои плоды.
Треть поля
- Принято считать, что в Кемерове едва ли не идеальные условия для занятий русским хоккеем… - Да, очень много детей занимаются в школе, но мы чаще всего катаемся на одной трети поля. Запас ледовой подготовки, сделаланный раньше, скоро может закончиться. Не хватает большого льда для всей школы. По времени мы занимаемся не меньше, чем год назад, но нам нужно не столько больше времени, сколько дополнительной площади для занятий. Вот такой факт: у команды 1993-го года рождения накануне финала первенства России среди юниоров был полный формат поля только один раз в месяц. Надо кричать об этом! Сегодня наши малыши лучшие в стране. Но, если не будет возможности заниматься на большом льду, мы сравняемся с другими. Мы в одинаковых условиях с командами, которые катаются в хоккейных коробках. Если решим эту проблему, будем прогрессировать и дальше.
Еще один актуальный вопрос. Год назад нашим детям выдавали пропуска и они могли бесплатно ходить на крытый каток, когда там было массовое катание. Но нынче администрация стадиона «Химик» все это аннулировала. Не знаю почему. Между тем у детей был хороший стимул прийти в модуль в свободное время и покататься в свое удовольствие. Неужели стадион разорится, если ребята из нашей школы бесплатно придут на массовое катание?! - Как складываются отношения школы с хоккейный клубом «Кузбасс»?
- Клуб и школа в постоянном и тесном контакте. Нам помогают с хоккейным инвентарем, выделяют коньки, клюшки. За победу в детской лиге нам подарили комплект формы. Нет проблем и с организацией мастер-классов. Но хотелось бы больше персонального внимания к школе ведущих мастеров «Кузбасса», но это, наверное, вопрос времени. А вообще спортивное детство наших ребят – это детство на солнечной стороне.
Вадим Антонов Газета "Кузбасс"
|