Вчера, 28 апреля, исполнилось бы 80 лет Валерию Павловичу Маслову - заслуженному мастеру спорту СССР, единственному в истории отечественного спорта капитану национальных сборных по хоккею с мячом и футболу.
Публикуем материал к 70-летию легендарного советского футболиста и хоккеиста.
Валерий Маслов – Радуга. Ласковая, добрая, смешливо переливающаяся всеми оттенками.
Он на равных общался со Стрельцовым, Яшиным, Бесковым. Какой бы корявенький пас-вопрос ни послал корреспондент Валерию Павловичу – тот примет его элегантно на любой участок своей широкой души и спортивного тела. А то и принимать не станет, в одно касание так переведет «мячик», что только ахай от восторга и аплодируй изяществу масловских словесных передач. Словом, если ты подошел к интервью с Радугой как к поединку – прими как факт, что Маслов тебя «обфинтит», но не насмеется, а искупает в добром своем юморе.
– Валерий Палыч, как отмечаете 70-летие?
– По стойке «смирно».
– А отчего не лежа, как патриций в купальне?
– Вот напьюсь, как мама велела, тогда могу и лежа. Я же не Джавахарлал Неру, я простой советский игрок – как прикажут, так и отмечу на «Локомотиве».
– Но вы ж не пьете…
– Так, а чего – 70 лет – хороший повод? – подначивает Палыч. – Трындец подкрался незаметно, а виден был издалека. Не-е, пить не буду, я лет восемь как в завязке. Наполнил свои бочки, открыл дорогу молодым.
– Что вам чаще снится – как вы гоняете в футбол или русский хоккей?
– Снится домино. В «комитетских банях» у стадиона «Крылья Советов» рубимся каждый четверг. Хорошая компания: я, Вася Кикнадзе, Коля Толстых, Сашка Мальцев, Виталя Давыдов. А в футбол и русский хоккей я до сих пор играю за ветеранов.
– В защите отсиживаетесь?
– Нет, как англичанин Лаутон, мячи ломаю головой.
– Так вы же против Лаутона в 1945-м во время динамовского турне не играли…
– А мне Костя Бесков рассказывал. Ну какой из меня Лаутон? Пристроюсь с краю, чтоб не мешаться.
– Это на футболе, а в хоккее с мячом?
– В хоккее с мячом я теперь как Эдик Стрельцов, – хитро щурится Маслов. – Он как танк пер. Корпусом мяч прикроет, как даст камышовой клюшкой по мячу – вратаря домой уносят. Мы с Эдиком из одной помойки – за команду «Фрезер» в хоккей с мячом два года играли. Эдик – танк, я – лилипут. Но вот подрос. Мы и командами потом дружили, «Динамо» с «Торпедо»… У нас ведь как: футбольный сезон заканчивается, в коньки переобулись – и вперед. Костя Бесков только зимой не играл, голубей гонял.
– К русскому хоккею и тогда было несерьезное отношение?
– Во все играли серьезно. Иначе можно было по морде получить. Мы соберемся душевненько: Лева Яшин в паре с Жорой Рябовым, я с Витей Аничкиным – и в «дурака» гоняем два на два. А по популярности за футболом русский хоккей шел. На «Динамо» полные трибуны, в газетах про него больше писали. Это потом – в 1962 году, когда Анатолий Тарасов продавил запрет чемпионата СССР по хоккею с мячом, популярность схлынула. Тарасов думал, что все русачи в шайбу подадутся. Подались, но не все, в шайбе клюшку двумя руками таскают, а у нас – одной.
– Тарасов мог продавить такое решение?
– Запросто. Голосистый был мужчина. А наш тренер сборной по хоккею с мячом Василий Дмитрич Трофимов – человек скромный. Даже кино не давал снимать про хоккей с мячом. Говорил операторам, мол, плохая примета. Я почему в историю вошел? Я был последний, кто в два вида серьезно играл. За хоккей с мячом – бесплатно.
– Совсем?
– У меня как футболиста «Динамо» ставка была 160 рублей. С офицерскими набегало 250 – зачем мне за хоккей платить? Вот за победы на чемпионатах мира премии были. Но тут роли не играло, за деньги ты вышел или за интерес. Мы на тренировках в кровь рубились. Дети войны проигрывать не умели. Попроще были. Это сейчас из молодых кто попадет по мячу – из него уже слава лезет. А у нас быстро могли окоротить. Это не значит, что сейчас все плохо. Сейчас мы лучше живем, вон в магазинах товару – заграница может позавидовать. Не то что в наше время – пожрать нечего.
– Валерий Палыч, откройте фирменный секрет: как можно удачно совмещать два разных вида спорта?.. Финт какой, родственный футболу и бенди, знаете?..
– Какой там финт – бежать надо. И ориентироваться на поле. Качнул соперника, на две ноги его поставил и толкай мяч защитнику под опорную, пока он «спит». Что в хоккее с мячом, что в футболе до сих пор проходит такая петрушка. Поймите простую штуку. Игрок, если он настоящий и большого таланта, он что в баскетболе, что в футболе – добьется успеха. Но с одной оговоркой: если попадет в свою команду, где ему комфортно. Говорят, что душить талант – преступление. Но ведь твой талант душат, а жизнь твою лучше тебя никакой тренер не проживет. Если не катит в одном коллективе, надо уходить. Я попал в «Динамо» и заиграл, а будь я в ЦСКА – может, сидел бы на лавке. А ведь я – игрок.
– Но к чему ваша душа больше лежала – к футболу или русскому хоккею?
– Вот сегодня на ночь и подумаю, – смеется Маслов.
– Ладно, снова ваша взяла, перехитрили. Но вот проводись в одно время два матча в честь вашего юбилея, футбольный и хоккейный, куда бы пошли?
– И думать не буду – на русский хоккей. В 70 лет на коньках-то двигаться проще…
Руслан Карманов.
«Советский спорт»
|