В Кемерове вышла в свет книга Руслана Карманова «Мосбасс» (повесть о настоящем).
Мосбасс – Москва плюс Кузбасс, два полюса, два берега автора, коренного кемеровчанина, уехавшего в 2007-м в столицу России.
Спортивный журналист Руслан Карманов называет свою первую, не побоимся этого слова, художественную вещь повестью (70 страниц), посвящая её «моим настоящим сибирякам из Кемерова».
И подобно Венедикту Ерофееву, прославившему в поэме «Москва – Петушки» Лобню, где ныне в 15 верстах от столицы прописался наш земляк, сливает все жанры в один.
Здесь и автобиография главного героя Сибирцева, и роман воспитания пассионария, и комедия положений, и памфлет о Великом Ордене Лизоблюдов и российской партии ЮЛА, и стихи в прозе...
«ЧМ-2007 - это настоящая сибирская хлебосольная свадьба, на которую пригласили не только кемеровчан, но и всю родню, всех, кого вспомнили, даже самых далеких родственников русского хоккея...
ЧМ-2007 - наш кемеровский Всемирный фестиваль молодёжи и стариков, представителей всех рас и сословий. Именины кузбасского сердца. Свадьбу гуляли неделю, с танцами, с раскатистой музыкой на всех площадях, в полифонии которой нашлось важное место и для баянов, и для бубнов забайкальских шаманов, и для первых-вторых скрипочек симфонического оркестра.
В финале «свадьбы», точнее на белом ледовом брачном ложе стадиона «Физик», сборная России сломила сопротивление шведской «невесты». Тридцать пять тысяч язычников русского хоккея в дичайшем восторге наблюдали за таинством Великой игры, поднимая стаканы за каждый голевой поцелуй брачующихся».
Разве это не стихи в прозе?! Да, стадион «Химик» в повести называется «Физик», но футбольный клуб, где играл автор в середине 1990-х, и хоккейный клуб, где позднее он работал в пресс-службе, конечно, «Кузбасс».
И столица Кузбасса не мифологический город Солнца, а «Кемерово – дядька, суровый такой с бородищей, но добрый в душе, вечный каторжанин или бедолага, кто свой срок уже отмотал и живет себе на поселении подальше от столиц и высокого начальства».
Прототипы героев «Мосбасса» угадываются под псевдонимами: Лихайлов, Щегловский, Принцев, Бунтаренко, Лисютин, Рыжов, Кроха, Лужин, Скобцев, Клюнь...
Все действующие лица с необщим выражением, о чем говорил Иосиф Бродский в своей Нобелевской лекции: «В приобретении этого необщего выражения и состоит, видимо, смысл индивидуального существования, ибо к необщности этой мы подготовлены генетически».
Футбольный тренер Сергей Лисютин, «сделавший для Сибирцева больше, чем отец», учил подопечных «быть самодостаточными в любых обстоятельствах, чтобы, отправляясь в автономное плавание, не испытывали житейских проблем».
Президент ХК «Кузбасс» Борис Щегловский «был много тоньше, человечнее, добрее, чем созданный им образ хулигана, попавшего на спектакль в театр. Когда-то в 90-х, чтобы добиться успеха в Кемерове, Щегловский отложил в сторону свой детский фотоаппарат и мечту стать разведчиком, вошел в большую жизнь по комсомольской путевке, закрепился в ней как вожак стаи земляков и всегда спинным мозгом чувствовал любые сквозняки перемен в коридорах местной власти».
Андрей Королев в предисловии к повести под названием «Как он смел» написал: «Мосбасс» ближе всего к тосту – пускай и длинному, и с отступлениями. Это такой особый вид высказывания, когда говоришь от чистого сердца хорошие вещи своим близким».
Что ж, все жанры хороши, кроме скучного. Карманов и скука – вещи несовместные. Читаем «Мосбасс»!
Пресс-служба ХК «Кузбасс»
Руслан Карманов. Мосбасс
Руслан Карманов. Мосбасс
|