Болельщики скучают летом без любимой игры, а вот хоккеистам скучать некогда: в жаркий подготовительный период закладывается фундамент на весь сезон. В первом тренировочном сборе «Кузбасса» участвуют 27 человек, в том числе 17 воспитанников школы русского хоккея. Занимается с командой 28-летний нападающий Алексей Китьков, вернувшийся домой из Швеции. В интервью обозревателю «Кузбасса» он рассказывает о своем житье-бытье в бенди-королевстве.
В Швецию Алексей Китьков уехал осенью 2008 года. Тогдашний наставник «Кузбасса» Владимир Янко не видел его в основном составе команды. Два сезона наш земляк играл за «Муталу» в высшем дивизионе национального чемпионата. В минувшем году надел форму «Транаса», который выступает в южном дивизионе подэлитной лиги. Китьков стал лучшим бомбардиром команды: 30 голов и 23 результативные передачи. В одном из матчей он пять раз поразил ворота соперника и трижды ассистировал партнерам. Набрав 53 балла в 22-х матчах, кемеровчанин вошел в пятерку лучших снайперов дивизиона. Топ-список возглавил неоднократный чемпион мира Магнус Мюррен . В активе бывшего капитана сборной Швеции – 68 очков (36+32). Он помог «ГАИСУ» (Гетеборг) вернуться в элитсерию. А «Транас» занял восьмую строчку, хотя в случае победы в последнем туре финишировал бы четвертым.
- Как жилось в Швеции, Алексей? - Нормально, спокойно я бы сказал. Там все по-другому в бытовом плане. Работал в клубном магазине и курьером: дважды в неделю развозил по городам посылки. Магазин комиссионный, где продавали все подряд: мебель, бытовую технику, посуду… Нам звонили, мы приезжали и забирали мебель, затем выставляли на продажу по цене в 10-15 раз меньше первоначальной. Дело в том, что в Швеции нельзя просто так выбрасывать старые вещи. В лес не вывезешь, а отдавать родственникам там не принято. Иная культура потребления. Тут два варианта: либо в определенные часы заказать машину и отвезти на свалку, либо сдать в «комиссионку». Наш товар пользовался спросом. Сами посудите: нет смысла покупать новые вещи, если приезжаешь в город на небольшой срок. Доходы от продаж составляли 50 процентов клубного бюджета. К тому же подобные магазины не облагаются налогами, потому принадлежит непрофессиональным спортивным клубам. - Ваше рабочее время? - Ненормированное, пока не выполнишь все заказы. В день – пять-шесть часов, не больше. - Были в команде люди, которые занимались только хоккеем? - Все совмещали работу с хоккеем. Кто-то больше, кто-то меньше. Я удивлялся: у некоторых всего одна тренировка и одна игра в неделю. Загруженность на основной работе не позволяла уделить больше времени. Совмещение означает и меньшую психологическую зависимость от хоккея. - Не довлеет на шведов результат? - Вообще ничего не довлеет. Пришли, собрались, поиграли. Получилось – хорошо, не получилось – ну и ладно. Шведы живут полноценной жизнью. Хоккей для них хобби, клуб по интересам. Но там ценят, если ты занимаешься спортом, особенно в полупрофессиональной команде. Работодатели отпускают сотрудников на соревнования. Правда, если тренировки или матчи выпадают на служебное время, эти часы оплачивает клуб. - Как часто проходили тренировки? - Как правило, четыре командных занятия в неделю, потом - календарная игра. Два выходных в неделю. Характерно, что день отдыха предоставляли накануне матча, а не после, как в России. На следующий день после игры мы тренировались. Тренер команды расписывал каждому игроку план занятий на месяц. В неделю - две силовые тренировки. Много времени оставалось для индивидуальных тренировок, обычно в тренажерном зале. Практически все выезды были в день игры, вечером возвращались обратно, потому что на следующее утро надо идти на работу. В чемпионате России календарь матчей гораздо напряженнее, да и расстояния совсем другие: лед - перелеты, лед - перелеты. С одной стороны сложнее, с другой проще: постоянно держишь себя в тонусе.
- Что за город Транас? - Население – 30 тысяч. Типичный шведский городок. Уютный, чистый, аккуратный, люди живут на берегу озера, рядом с нетронутой природой. Много памятников истории, есть отель, которому 150 лет. Там останавливался король Швеции. Город находится в хоккейном регионе. Флагман – «Ветланда», старожил элитсерии. В первой лиге – «Транас» и «Несше», где в прошлом сезоне играл кемеровчанин Иван Лебедев. А через «Транас»прошло много наших соотечественников. - Где жили? - Клуб предоставил квартиру, который сдавал тот самый известный отель. Хорошие условия: спальня, гостиная, кухня. Одному – куда с добром?! За «Транас» выступает Сергей Полин. Сам он из Первуральска, но обосновался в Швеции, получил гражданство. У него и был русский дом, где собирались наши соотечественники. Там осели бывшие хоккеисты Олег Полев, Андрей Сизов. Приезжал красноярец Костя Ахлестин, игравший за «Болтик». Был и Ваня Лебедев с супругой. Встречались с Пашей Якушевым, он играл за столичный «Хаммарбю».
Интересно было общаться Сашей Тарасенко, давно живущим в Швеции. Его сын Клим играет за юношескую сборную России. Недавно семья Тарасенко переехала из Стокгольма в Эдсбюн, чтобы Клим продолжил хоккейное образование в бенди-гимназии. Русские ребята и составляли мой круг общения. С родными разговаривал по Интернету.
- Три сезона в Швеции пошли на пользу? - Большая школа. И в жизненном плане, и в хоккейном. Увидел людей с другим менталитетом. - В чем его особенность? - Там жизнь построена на позитиве. К примеру, тренировочный процесс. Сыграл хорошо в каком-то эпизоде, на этом заострили внимание. Если сыграл плохо, на этом не делают акцент, никто на тебя не кричит. Подходит тренер и объясняет, в чем ты ошибся, как правильно сделать. Когда видит, что у тебя получается, опять похвалит. Очень важный психологический момент, когда в памяти остается только хорошее. И в команде стараются сосредоточиться на позитиве: если проиграли, можем извлечь какой-то опыт и в следующий раз победить. Матч закончился и невозможно изменить его результат, но можно в дальнейшем исправить ошибки. На командных собраниях никто не тушуется, каждый имеет право голоса и высказывает свою точку зрения, говорит о том, что наболело. Руководители принимают решения, берут на себя ответственность. И в помине нет закулисья. Конечно, из-за языкового барьера я не мог в полной мере участвовать в этих дискуссиях. Но почувствовал благоприятную атмосферу в коллективе: люди раскованы, уверены в себе, готовы вместе двигаться дальше. В технике, тактике, «физике» мы на равных или даже опережаем шведов, а в психологии отстаем. У них упор делается именно на психологическую подготовку. - Предлагали остаться в «Транасе»? - Да, но я сказал, что хочу играть в сильном клубе. Решил вернуться домой, где родные для меня люди. Именно «живого» общения с близкими мне не хватало в Швеции. Рад, что вернулся в Кемерове. Сделаю все от меня зависящее, чтобы закрепиться в составе «Кузбасса».
Газета «Кузбасс», 16 июля |