Олимпиада 1952 года в Хельсинки - первая для советских спортсменов. В неофициальном командном зачете наша команда уступила только сборной США. Это невероятный результат, если учесть, что защищали честь страны вчерашние участники войны.
Вспомним наших великих спортсменов-фронтовиков, которые через семь лет после окончания Второй мировой вписали свои имена в историю Олимпийских игр.
17 концлагерей
В 1941 году гимнаст Виктор Чукарин ушел на фронт. Был ранен, попал в плен. Прошел 17 концлагерей. Когда Чукарин вернулся домой, мать узнала его только по шраму на голове. Спортсмен весил 40 килограмм. Ему был 31 год, когда он приехал на Олимпиаду в Хельсинки. Там он стал абсолютным чемпионом Олимпийских игр и в личном, и в командном первенстве.
«Молния на ковре»
Молодой борец Яков Пункин в одном из первых боев с фашистами летом 1941-го был контужен и попал в плен. Дважды пытался бежать. В 1945-м его освободили из лагеря Меннен. На Играх в Хельсинки, благодаря коронному приему — броску прогибом, одолел всех своих противников, за что получил прозвище Молния на ковре.
Узник Бухенвальда
Штангист Иван Удодов в борьбе за золотую медаль превзошел рекордсмена мира иранца Махмуда Намдью. А ведь после освобождения из Бухенвальда будущий олимпийский чемпион весил… 29 кг и заново учился ходить. Воевать ему не довелось, ведь, когда Удодову было 17, фашисты угнали его на принудительные работы в Германию прямо из детского дома в Ростове-на-Дону.
Командир роты
До войны Евгений Лопатин был чемпионом Ленинграда по тяжелой атлетике в легком весе, носил звание мастера спорта. С августа 1942 года сражался под Сталинградом. На Олимпиаде в Хельсинки Лопатин завоевал серебряную медаль в весовой категории до 67,5 килограмма.
Умирала от голода
Первая в истории абсолютная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Мария Гороховская в Хельсинки выиграла семь медалей: две золотых и пять серебряных. Ей было всего 30 лет! В блокадном Ленинграде Мария работала в военном госпитале. Будущую королеву помоста, еле живую от голода , вывезли в Казахстан и спасли.
«Вертушка Шагиняна»
Летом 1941 года молодой гимнаст, абсолютный чемпион Советского Союза среди юношей Грант Шагинян ушел добровольцем на фронт, а с войны вернулся в звании офицера и с тяжелым ранением ноги. На гражданке хромой гимнаст передвигался с палочкой. Ценой неимоверных усилий он добился того, чтобы нога вновь стала разгибаться. В Хельсинки Шагинян завоевал два золота и два серебра. Выступая на коне, он впервые выполнил соскок, вошедший в международную терминологию как «вертушка Шагиняна».
Уничтожил поезд
Боксер Сергей Щербаков к началу войны был серебряным призером чемпионата СССР по боксу. На фронт он ушел добровольцем и в ходе диверсионных операций в тылу врага получил два тяжелых ранения.Щербаков упросил хирурга не отрезать ему раненую ногу, мотивируя тем, что бокс для него — это все. В 1943 году боксер был награжден медалью «За отвагу»: «за уничтожение поезда из 27 вагонов, доставку продуктов питания в отряд в тылу противника и вынос на себе раненого товарища через линию фронта». На Играх в Хельсинки Щербаков выиграл серебряную медаль в весовой категории до 67 кг.
Гребец из блокады
Юрий Тюкалов — легенда академической гребли. Его победа в гонках одиночек стала одной из сенсаций Игр в Хельсинки. Ему не было и 15 лет, когда он был награжден медалью «За оборону Ленинграда». Все дни блокады Юра Тюкалов провел в родном городе, где тушил пожары, помогал ослабевшим.
Хитрость Ныркова
За футбольную сборную СССР на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году защитник ЦДСА Юрий Нырков сыграл три матча. Увы, поражение от Югославии в повторном поединке 1/8 финала лишило наших спортсменов возможности завоевать медаль. К слову, из той «команды лейтенантов» только Юрий Нырков сумел дослужиться до генерала. Что ж, смелость города берет. В Берлине командир самоходной артиллерийской установки старший лейтенант Нырков сумел пленить с полтысячи фашистов, укрывавшихся в подвале дома. Фрицы соглашались сдаться в плен только старшему офицеру.
Тут-то Нырков и «повысил» себя в звании. — Внимание! С вами говорит майор Красной армии Нырков! Мы гарантируем всем жизнь, если выйдете и сложите оружие, — обратился к фашистам находчивый «старлей», и авантюра принесла успех. Немцы сдались без боя, а Нырков стал обладателем генеральского «браунинга» и «вальтера». Не разминулся защитник и с весомыми футбольными трофеями, сумев стать трехкратным чемпионом СССР и двукратным обладателем Кубка страны.
Руслан Карманов
|