Сегодня, 25 июля, – годовщина смерти Владимира Высоцкого. Он умер во время московской Олимпиады-1980 – вероятно, это самое печальное известие с тех Игр.
Высоцкий – поэтическая глыба, человек, обладавший свойством рентгена: он смотрел сквозь стены, время и видел людей насквозь. И добирался до сути минимумом слов.
Он легко шел за кулисы обыденности, чтобы изучать изнанку, находить то, что спрятано глубоко или окутано (гос-) тайной. Вынимал точные образы из головы, чтобы показать голосом, преисполненным мучительной боли. Иногда он искал спасение в гомерическом хохоте, позволяя себе хулиганство.
Спорт, как неиссякаемый источник энергии и вдохновения, захватил Высоцкого с детства. Он пел о спорте правду, а в спортсменах видел героев-мучеников, способных опережать время. Как это делал он сам.
Спортсмен
В детстве Высоцкий увлекался спортивной гимнастикой, научился многим трюкам, которые неподготовленный человек не повторит. Высоцкий умел многое: ходить на руках по лестнице или делать переднее сальто с места.
Одним из его любимых упражнений был «крокодильчик» – когда стоишь на руках и удерживаешь тело параллельно полу. Упражнение лишь кажется простым, но во время его исполнения задействованы почти все группы мышц, оно требует высокой концентрации и выдержки. Жена Высоцкого Марина Влади писала в мемуарах, что он делал «крокодильчика» даже на одной руке!
В 1974 году в Венгрии снимали клип на песню «Утренняя гимнастика». Во время съемок советский бард удивил всех. Отложив гитару, он показал три базовых упражнения: уголок, стойку на голове и того самого «крокодильчика» – правда, на двух руках. В Венгрии его трицепсам, вздувшимся под водолазкой, завидовали культуристы.
Ну а сама песня стала легендарной в Советском Союзе. Этот отрывок знают, пожалуй, все:
Вдох глубокий. Руки шире.
Не спешите, три-четыре!
Бодрость духа, грация и пластика.
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая,
Если жив пока еще — гимнастика!
Высоцкий в ироничной манере призывал народ заменить опохмел гимнастикой. Кстати, на пластинке фирмы «Мелодия» песню обрезали – исчез академик Абрам Иоффе, который «доказал – коньяк и кофе вам заменят спорт и профилактика». Советская цензура часто преследовала ершистого Высоцкого.
Он едва ли не каждый день делал какие-то упражнения: с удовольствием брал в руки гантели и эспандер. Ему были интересны горнолыжный спорт, дайвинг, бокс, плавание...
Еще он исполнял сложные трюки в кино, отказываясь от услуг каскадеров, даже когда на этом настаивали. Если снимали драку или фехтование, он не заставлял кого-то другого, и изучал сложные движения с опытным инструктором, чтобы выглядеть в кадре естественно.
Болельщик
Высоцкий напрямую не говорил, за какую команду болеет. Хотя бывший игрок футбольного ЦСКА Владимир Пономарев вспоминал, что бард больше всего переживал за красно-синих. «Дважды устраивал нам концерты на базе в Архангельском. Исполнял не только спортивные песни – любые. Ужинали вместе, он рассказывал анекдоты, затем его увозили на машине», – говорил Пономарев в интервью Голышаку и Кружкову.
В музее спортивной славы ЦСКА хранится первая афиша «Гамлета» с дарственной надписью Высоцкого: «Любимому великому клубу — ЦСКА! От преданного болельщика».
Говорят, бард симпатизировал ЦСКА из-за военной карьеры отца. Семен Высоцкий по военной специальности был связистом и прошел Великую Отечественную, дослужившись до полковника.
А вот как сам Высоцкий ответил на вопрос, какому клубу отдает предпочтение: «Ну, это ведь, в общем, детская болезнь такая – «болеть». Нет, я не болею – я здоров абсолютно психически. Я думаю, что если бы я болел по-настоящему, то помер бы на каком-нибудь матче. Я тоже раньше болел за разные команды; потом, когда пообщался со спортсменами разных команд, перестал выделять какую-либо одну. Поэтому я предпочитаю болеть, когда наши играют с кем-нибудь из заграничных команд, – вот тогда я болею».
В репертуаре Высоцкого есть песня, посвященная болельщикам. Он же посещал футбольные матчи и, само собой, вложил в текст особое видение.
Я свободное место легко отыскал
После вялой незлой перебранки,
Все не сгонят – не то что, когда посещал
Пресловутый Театр на Таганке.
Тесно здесь, но тепло – вряд ли я простужусь,
Здесь единство рядов – в полной мере!
Вот уже я за термосом чьим-то тянусь -
В нем напиток «кровавая Мэри».
Певец
Как-то на концерте Высоцкий в шутку пообещал посвятить спорту 49 песен – столько же видов спорта было тогда в «Спортлото».
Так много не получилось, зато в его репертуаре появилось около 30 спортивных песен. Советского барда интересовали темы преодоления, стремления к вершине. Высоцкий всегда пел с надрывом, насыщая тексты нервом, борьбой – так что советские спортсмены, максимально заряженные на результат, отлично встраивались в его поэтическое видение мира.
«Он был из тех редких людей, которые способны осознавать, что ощущают те, кто бьется за голы, очки, секунды, чем они живут и дышат, – говорил в интервью «Спорт-Экспрессу» сын Высоцкого Никита. – А знакомство с ними помогало понять, за счет чего одни из них становятся звездами, а другие так и остаются персонажами из массовки. То же самое и в искусстве – если уж ты в нем добиваешься своего, то не можешь не знать, чего все это стоит».
А вот что говорил Высоцкий: «Все мои спортивные песни имеют отношение и к спорту, и не к спорту: в каждой спортивной песне существует своя драматургия. Потому что сам спорт дает большие возможности для нее».
Полный текст на сайте sports.ru
|